Справедливость — что это такое и кого можно назвать справедливым

(Оцените статью)
Загрузка...
48 0

Справедливость дает нам понятие о правильном взаимоотношении между людьми, соотношении обязанностей и прав индивида, о заслуженном вознаграждении каждого и другое. Эта мысль врезается в подсознание и служит оценочной категорией всего происходящего.

Содержание:

Определение

В толковом словаре Ушакова справедливость трактуется, как следование норме или правде, не предвзятость к чему или кому-либо, правильность.

Речь идет о беспристрастном, должном отношении людей друг к другу, равенстве. Рассматриваемый термин происходит от слова «правило», которое распространяется на все общество.

Справедливость — это требование соответствия между тем, что человек делает и что получает взамен.

Совершил хороший поступок – значит, достоин награды и похвалы. Сделал что-то антиморальное и противозаконное – получи наказание.

Однако, реальность показывает, что справедливость в абсолюте не существует. Если рассуждать с точки зрения юриспруденции, то все мы – граждане своей страны, имеем равные социальные права, свободы, ходим под одним законом, несем одинаковую ответственность, если его нарушаем.

И это так. Но что мы видим, выходя за рамки закона? Правила меняются. Или нет. Таковыми остаются только те, что выгодны лично нам.

Пример из жизни. Поздним вечером девушка возвращается домой, на нее нападает грабитель с ножом. Случайный прохожий вступается за бедняжку, дерется с хулиганом, нанося ему в ходе драки многочисленные травмы.

В итоге спаситель садится в тюрьму за причинение тяжкого вреда здоровью, а нападающему достается роль пострадавшего. Справедливо? По закону да – нельзя бить и калечить других людей, а по-человечески?

Большинство людей скажут, что такой расклад – вопиющая несправедливость, ведь по сути, осужденный парень герой, а не преступник.

Рассмотрим значение термина

С латинского языка – “правильно вести”. Это ценное, духовное, нравственное качество личности и ее поступков, которое характеризует ее как человека, живущего в соответствии с нравственными нормами, устоями и законом.

Справедливость дает нам понятие о правильном взаимоотношении между людьми, соотношении обязанностей и прав индивида, о заслуженном вознаграждении каждого и другое. Эта мысль врезается в подсознание и служит оценочной категорией всего происходящего. Теперь поговорим о противоположном значении слова.

несправедливость это

Справедливый человек – кто это?

  1. По Сеньке и шапка;
  2. что посеешь, то и пожнешь;
  3. поплатится не сват, а тот, кто виноват.

Эти и другие пословицы о справедливости заботливые родители читают своим детям с малых лет, чтобы вырастить из них достойных, добрых и честных членов общества. И все равно взрослые личности отличаются между собой характерами, мировоззрением и другими особенностями.

Судья

Так кого же мы по праву можем назвать справедливым человеком, если не в абсолюте, то хотя бы приближенно к нему:

  1. это тот, кто следует истине (что это?), правде, независимо от обстоятельств ситуации (если ваш друг совершил преступление, то вы не станете этого отрицать, покрывать его только потому, что это ваш близкий человек);
  2. справедливые суждения предполагают наличие у человека достаточного житейского опыта, знаний и мудрости (что может знать об этом ребенок?);
  3. справедливость может быть основана на законе (другое дело, если с законом не согласен);
  4. справедливый индивид опирается на благостные чувства – милосердие (что это?), человеколюбие, сострадание (что это?) (предвзятость и страсть не дадут мыслить без предубеждений);
  5. тот, кто находится в гармонии с собой и окружающими людьми, имеет свою систему ценностей и мировосприятие.

Показательной будет притча (что это?) о царе Соломоне.

Однажды к нему во дворец пришли две женщины с ребенком, каждая из которых утверждала, что младенец является ее сыном. Они просили царя рассудить их по справедливости. Он поступил следующим образом: попросил охрану принести острый меч, разрубить ребенка вдоль и отдать женщинам по половине тела.

Одна из них согласилась на предложенные условия (не мне, значит, никому). Вторая отказалась делить чадо таким образом и попросила отдать живого младенца своей сопернице. Соломон сразу понял, кто из них настоящая мать и распорядился оставить сына ей.

Что такое поступать справедливо

Возьмем к примеру следующую ситуацию: с вами поступили не справедливо. Вы долго стояли в очереди и вот остался только один человек перед вами, его принимают, а вам сообщают – обед. Т.е., вы должны еще час своего времени потратить на ожидание. Какие чувства в этот момент вы испытываете? Думаю, что злость, гнев, обида, раздражение. Давайте усилим эту ситуацию, перед вами человек прошел без очереди, а вы, честно отстояв в очереди вынуждены ждать еще. Ваши чувства, возникшие в тот момент: злость, зависть к тому, кто прошел впереди вас, обида на ситуацию или другими словами не справедливость.

А если мы начинаем отстаивать справедливость, то как правило делаем это активно и агрессивно. Мы же за справедливость боремся, утешаем мы себя. И что получается? Составляющие такого благородного чувства справедливости, за которое люди готовы пойти на многое: злость, обида, раздражение, зависть, гнев и агрессия.

Чаще всего чувство несправедливости испытывают молодые люди и подростки. Их раздирают свои, как правило не осуществимые в данный момент времени, желания. Именно в юношеском возрасте так важно иметь то что есть у других. Зависть, гнев и обиду чувствует человек, если он не может получить то что хочет. Агрессия часто используется для достижения цели. Все это под флагом справедливости: «Почему у Пети это есть, а у меня нет – это не справедливо!» Часто слышим мы из уст наших детей.

Взрослея, люди научаются осуществлять свои желания, отстаивать свои интересы, не прибегая к агрессии. При этом, к справедливости продолжают относиться трепетно, как к высшему достижению человеческого общества, не замечая, что за этим кроется злость, обида и зависть.

И когда в следующий раз вы будете уверять себя, что отстаиваете справедливость, помните, что за этим скрываются именно ВАШИ интересы и желания, а не всеобщая человеческая справедливость.

Виды справедливости

Впервые о том, что такое справедливость, стали рассуждать древние философы, занимающиеся вопросами морали и политического права.

Они видели справедливость, как отражение физических, природных законов в социальном поле.

Аристотель выделил два вида справедливости (которых современное общество придерживается до сих пор):

  1. Уравнительная – ее суть заключается в том, что равные индивиды имеют равные права на различного вида блага и ценности: работу, зарплату, возмещения вреда.

    Например, ученики в школьном классе занимают одно и то же положение, им всем одинаково полагаются парты и стулья, знания учителя, поощрения и наказания, участие в мероприятиях и т.д.

  2. Распределительная – основана на принципе «каждому свое», то есть, отношение к конкретным людям определяется по конкретным критериям.

    Здесь примером могут послужить начальник и подчиненные, где первый является распределяющим лицом. Петя поработал хорошо, поэтому будет ему премия, а вот Костя весь месяц прохлаждался – его можно и уволить без выходного пособия.

Рыбы

Требования и той и другой справедливости, конечно, являются формальными – не содержат прямых указаний на то, кого считать равным, а кого нет, к кому какие правила применять.

Природная

С природной справедливостью все очень просто. Справедливо все то, что вписывается в ее фундаментальные законы или в законы жизни, законы вселенной, законы бытия. Вообще, в природе нет такого понятия, как справедливость, есть скорее такое понятие, как закономерность. А она подчиняется законам бытия. Справедливы эти законы или нет, так вообще думать нельзя, в этом нет смысла. Мы имеем такой мир, какой имеем. Какие в нем существуют законы, такие и существуют. И независимо от нашего мнения о них, мы вынуждены под них подстраиваться, вынуждены им подчиняться. Мы можем дополнить их какими-то своими законами и правилами, но заменить или изменить их, нам не по силам. Поэтому даже и нет смысла думать о справедливости-несправедливости законов жизни, законов природы. Их просто надо выявлять, изучать, смотреть, какие закономерности существуют в этом мире, чтобы понимать, почему-то что-то происходит и как на это лучше реагировать. Мы просто должны знать, как нам удобнее жить по законам бытия, законам жизни, законам вселенной.

Если же все-таки применять к природным явлениям такое понятие, как справедливость, то можно сказать, что сила в этом мире решает, что справедливо, а что нет. Вот, в частности, кто прав в той или иной ситуации с точки зрения природы? Тот, кто оказался сильнее. То есть, тот, кто победил, кто добился своей цели. Ни больше и ни меньше. Какой бы не была эта сила, которая устанавливает свои правила, если она позволила живому существу осуществить свою задумку, добиться своей цели, значит она была эффективной и результативной. И, следовательно, правильной, а значит и справедливой, то есть, согласующейся с законами жизни. И если кто-то недоволен таким раскладом, то это его личные проблемы. К природной справедливости, несправедливости чье-либо недовольство не имеет никакого отношения. Мир живет по своим законам и подстраивать их под чье-то личное мнение он не станет никогда. Поэтому, рассуждать о справедливости в природе, просто-напросто совершенно бессмысленное дело. Вот, скажем, когда хищник давит самую физически слабую жертву, его нет смысла упрекать в негуманности, жестокости, агрессивности, несправедливости, в том, что он выбрал себе именно слабую жертву, чтобы ее одолеть, а не ту, которая могла дать ему сдачи. Все эти рассуждения абсолютно неуместны. Если хищник добился своей цели – поймал жертву, чтобы насытиться, значит он прав. Он применил правильную, разумную, результативную силу для собственного выживания, действуя по законам природы. Куда тут вообще вставлять это понятие и для чего? Но в человеческом обществе все немного иначе устроено.

Социальная

Другое дело, справедливость социальная, которая является набором рекомендуемых принципов и негласных правил, которые действуют в человеческом обществе. Другими словами, справедливым мы считаем то, что с нашей точки зрения, как индивидуальной, так и общественной, является правильным. Это, практически полностью искусственное понятие. Люди придумали справедливость, как набор жизненных правил, принципов, требований к человеку, которым, желательно, но необязательно следовать. То есть, закон не покарает вас за несправедливое поведение, за несоответствие тем нормам, которые воспринимаются, как справедливые, вас могут лишь морально осудить за вашу несправедливость. Незаконные действия в отношении несправедливых людей мы в расчет не берем. Я говорю, что понятие это практически искусственное, а не полностью искусственное, потому что есть определенные моменты в нашем поведении, о них будет сказано ниже, которые с рождения делают нас склонными к оценке своего и чужого поведения с точки зрения его приемлемости или неприемлемости в определенных ситуациях. Эта врожденная склонность является предпосылкой к формированию наших убеждений в отношении справедливости.

А так, в целом, справедливость – это общественное понятие о должном, оно существует только в человеческом обществе, именно в том виде, в каком мы обычно его понимаем и используем для оценки своих и чужих поступков. Вы можете быть справедливым, а можете и не быть таковым. Если вы несправедливый человек, но при этом не нарушаете основные законы, никто не имеет права вас наказывать за вашу несправедливость. Иными словами, быть или не быть справедливым – это личное дело каждого. Мы добровольно соглашаемся соответствовать критериями справедливости, если считаем это полезным для себя. А в чем польза справедливости? Давайте подумаем.

Польза

Почему мы, в большинстве своем, не имея никаких серьезных обязательств перед кем-либо, по части своего поведения, которое не выходит за рамки закона, все-таки стараемся быть справедливыми и ждем того же от других людей? Все дело в том, что наши представления о справедливости помогают нам отойти от жестоких и беспощадных законов природы, которые призывают уничтожать слабого, а таковым может стать любой из нас в определенной ситуации и в определенное время.

Если мы будем жить исключительно по законам природы, можно сказать, по законам джунглей, тогда это будет жизнь в постоянном страхе перед жестокостью, насилием, анархией. В природе действует закон силы, а он достаточно суров, повинуясь ему полностью, мы сделаем свою жизнь очень тяжелой и опасной. Это как с правилами в какой-нибудь игре или с правилами дорожного движения, если их не будет, то игра просто не получится, а на дорогах возникнет бардак и передвигаться по ним станет крайне опасно. Вот так и в жизни общества, где не только основные законы, но и негласные правила отвечают за порядок, стабильность, безопасность, комфорт.

Главная польза от справедливости – это ограничение человека в его желании делать все, что ему хочется только потому, что он может это делать. Такое ограничение может быть и внутренним, и внешним. Если вы считаете, что несправедливо поступать определенным образом с людьми, вы можете этого не делать и осуждать других людей за то, что они поступают несправедливо. Чувство справедливости, таким образом – это и внутренний, и внешний цензор. В противном случае люди все вопросы будут решать только с помощью силы, как в дикой природе и это создаст такие волчьи условия, в которых никто не сможет чувствовать себя в безопасности.

Но к справедливости мало просто призывать, ее нужно стараться поддерживать и основными законами, и особым отношением к тем, кто ведет себя несправедливо. Например, речь может идти об осуждении, игнорировании, непринятии людей, чье поведение выходит за рамки имеющихся в обществе представлений о справедливости. А когда это возможно, нужно и основные законы задействовать для наказания тех, кто несправедливо поступает с другими.

Врожденное чувство справедливости

В психологической литературе можно прочитать о таких случаях, которые доказывают наличие у человека врожденного чувства справедливости, в виде принятия или непринятия им последствий каких-то своих поступков. Допустим, человек провинился и его за это наказали. Интуитивно он понимает, что наказание он получил заслужено, за совершенный им проступок, потому оно приемлемо, а значит и справедливо. Другими словами, люди с рождения чувствуют связь между совершенными ими поступками и связанными с ними последствиями. Не стану приводить примеров таких случаев, нам сейчас эти частности не нужны, главное, понять суть целого. А целым является именно вот эта способность понимать и принимать последствия своих действий. Поэтому, мое мнение на этот счет таково: я считаю ощущение справедливости все-таки больше приобретенным качеством, нежели врожденным. Врожденным, на мой взгляд, является именно наша способность связывать между собой поступки и их последствия. Это наша инстинктивная способность видеть причинно-следственные связи. А вот дальше уже все субъективно в отношении справедливости и формируется по мере получения нами определенного опыта и знаний.

Люди часто по-разному воспринимают справедливость в одинаковых ситуациях, потому что могут иметь о них разное представление. Где-то они считают страдания и наказания других людей заслуженными, а стало быть, и справедливыми, а где-то, располагая иной информацией, они видят явную несправедливость, при том, что ситуация может быть точно такой же. Тут дело не только в эгоистических интересах отдельно взятого человека, который видит справедливость там, где хочет ее видеть, а где не хочет, не видит, дело еще и в ограниченном представлении каждого из нас о той или иной ситуации, о которой мы беремся судить. На каждый случай можно смотреть под разным углом, в зависимости от того, что мы о нем знаем. А знаем мы часто недостаточно, чтобы рассуждать о том, что справедливо, а что нет. К примеру, какого-то человека осудили за преступление, которого он не совершал. Но кто об этом узнает, если не будет доказательств его невиновности? Если сторона обвинения будет достаточно убедительно доказывать его вину, то многие сочтут наказание заслуженным, а значит и справедливым. А вот если адвокат обвиняемого хорошо постарается, тогда мнение людей изменится, они будут считать любое наказание этому человеку незаслуженным, веря в его невиновность. А самое интересное, что истину о таком случае можно так никогда и не узнать, потому что никому она может быть не нужна, ни стороне обвинения, которой лишь бы осудить человека, ни обвиняемому, которому важно защититься. В таких случаях трудно судить о том, что справедливо, а что нет, когда не знаешь всех деталей произошедшего. Но люди все равно это делают, считая, что им известно достаточно, чтобы понимать, что происходит. Стоит ли говорить, что они часто ошибаются, а потому часто и нет в обществе единого мнения о том, что считать справедливым, а что нет.

Эгоизм тоже очень сильно влияет на мнение людей относительно справедливости различных событий и положений. У них часто возникают противоречивые мысли на этот счет, когда дело касается их самих. Например, люди могут считать несправедливым экономическое неравенство, когда они сами принадлежат к тому слою общества, который зажиточным не назовешь. И в то же время, они соглашаются с тем, что не все должны получать одинаковое вознаграждение за свой труд, учитывая, что и производительность труда, равно как и его сложность у каждого человека разная. Поэтому, они не согласны, когда тем, кто работает меньше их и у кого работа менее сложная, платят столько же, сколько и им. Ведь что же получается, кто-то потратил много времени и средств на получение хорошего образования, благодаря которому может выполнять сложную умственную работу, которая далеко не каждому человеку по силам, а кто-то просто машет метелкой, выполняя работу, которую способен выполнить каждый. Ну и как можно одинаково оценивать труд таких людей? Но попробуй объясни это, прежде всего самому себе, когда тебе хочется быть не хуже тех, кто живет лучше тебя и в то же время, ты против того, чтобы те, кто ниже тебя, получали такое же вознаграждение, как и ты. Эго вынуждает нас по-разному судить о справедливости в одном и том же вопросе. Вот потому многие люди искренне считают, что их работа должна цениться выше и что то вознаграждение, которое они получают за свой труд несправедливо и потому должно быть больше.

Каких вопросов не коснись, связанных с темой справедливости, по всем по ним у людей могут быть разные мнение, как из-за той информации, которой они обладают по этим темам, так и из-за их личных эгоистических интересов. Мы часто не беспристрастны к справедливости и не менее часто не объективны в отношении нее.

А ведь между тем главной целью справедливости является создание таких условий жизни в обществе, благодаря которым люди будут гармонично сосуществовать друг с другом, когда каждый человек будет чувствовать себя в безопасности, будет получать заслуженное вознаграждение за свой труд и сможет рассчитывать на адекватное правосудие, которое и можно считать справедливым. В этом и заключается смысл справедливости, благодаря ей мы можем жить по своим, более гуманным законам, а не по тем, которые предлагает нам природа. Поэтому, это не то понятие, которое может использоваться в личных интересах или в манипулятивных целях, когда к одним и тем же поступкам разных людей мы подходим с разными мерками, чтобы одних осудить, а других оправдать только потому, что нам так выгодно, удобно и просто хочется. Иначе, какой смысл отказываться от суровых законов природы, желая улучшить себе жизнь, я имею в виду всех людей, если им на замену придут другие, не менее суровые законы, при которых люди руководствуются двойными стандартами, чтобы, опять-таки, получить дикую жизнь, при которой прав будет не тот, кто прав, а тот, кто сильнее? Искаженное представление о справедливости не сделает мир справедливее, а значит и безопаснее, и комфортнее.

Борьба за справедливость

Исходя из вышесказанного, логично будет заключить, что в интересах большинства людей сформировать действительно справедливое общество, в котором справедливость, как и свобода, и материальное благополучие, и безопасность, и другие важные вещи, будут являться главными ценностями, которым это общество будет служить, которые оно будет воспевать и защищать. А за все ценное в этом мире нужно бороться, бороться не только с обстоятельствами, с природой, с другими людьми, но и с самим собой, со своим эгоизмом, своей ограниченностью, непросвещённостью, из-за которых мы не можем всех этих важных ценностей придерживаться, делая часто выбор в пользу своих желаний, как правило, недальновидных, вместо того, чтобы поступать разумно, придерживаясь необходимых правил, ради поддержания порядка в обществе и в своей собственной жизни.

Чем менее зрелым является общество, тем оно более несправедливо. Равно как и отдельно взятый человек несправедлив настолько, насколько он является незрелым. Только инфантилизм большинства людей может побуждать их жить так, как им хочется, а не так, как надо, чтобы был порядок во всем. Поэтому, на мой взгляд, борьба за справедливость и одновременно с несправедливостью, должна сводиться к тому, чтобы сделать общество более зрелым, можно даже сказать, более мудрым, когда, уж если и не все, то многие люди, а в особенности те из них, у кого в этом обществе большие возможности, будут понимать, что в справедливом мире жить лучше, чем в мире, в котором господствуют законы природы, пусть и несколько видоизмененные ради придания им более гуманного вида, но от того не менее жестокие и беспощадные к слабым. А слабости есть у всех. И если по ним бить, то можно уничтожить любого.

Трусость, незрелость, лень, эгоизм – это враги справедливости. Трусливый человек готов оправдать сильного, который поступил несправедливо, потому что боится бросить ему вызов, боится восстать против несправедливости, чтобы навести порядок в обществе, в конкретном месте и в конкретной ситуации. А ведь борьба за, скажем так, правду, требует в том числе и смелости, отсиживаться в кустах, поджав хвост, значит позволять злой силе устанавливать свои порядки. А незрелый человек сам совершает несправедливые поступки, не думая о последствиях. Такой человек может вершить несправедливость, будучи, как сильным, так и слабым, он просто идет на поводу у своих желаний, не понимая, к каким последствиям приведет их удовлетворение. Ленивые люди и вовсе ни в чем не участвуют, независимо от того, что и как они думают. Им просто не хочется ни за какие ценности хоть сколько-нибудь шевелиться и пока они сами не начнут слишком сильно страдать от кого-то зла, они не пошевелятся. А когда они все-таки вынуждены бывают зашевелиться, то оказывается слишком поздно, чтобы что-то изменить, по крайней мере малой кровью. Ведь несправедливое общество может зайти очень далеко в своем безумии, когда отдельные его представители будут позволять себе слишком многое и их потом будет непросто остановить. Ну а эгоистичные люди могут менять свое мнение о справедливости много раз, в зависимости от того, насколько им это выгодно. В какой-то степени это проявление гибкости ума, но в то же время и проявление незрелости, когда твой эгоизм не столько служит тебе, сколько вредит. Ну, к примеру, можно пользоваться засильем коррупции в личных эгоистических целях, когда в отдельно взятой ситуации человек с ее помощью решает какие-то свои вопросы. И в то же время, эта же коррупция будет создавать для человека большую угрозу, потому что из-за нее он будет жить в непредсказуемом, анархическом обществе, где любые порядки и законы могут обходиться и игнорироваться благодаря взяткам. В такой системе любой может стать жертвой произвола. Но слишком эгоистичные люди, как правило, мыслят очень узко, они редко задумываются о таких масштабных вещах, как жизнь всего общества, даже если их это касается напрямую. Они думают только о себе в локальном масштабе. Потому их и интересует ситуативная справедливость, а не справедливость вообще. Такая близорукость их и подводит чаще всего.

Общество

Как мы теперь с вами понимаем, бороться за справедливость очень тяжело. Потому что это борьба человека со своими слабостями, из-за которых он не готов следовать высоким идеалам и поступать так, как надо, а не так, как хочется, ради порядка и всеобщего блага. Поэтому, построение действительно справедливого общества, справедливого в полной мере, а не частично – это очень сложная задача, которую разом не решить. Тут требуется постепенный подход, при котором упор будет делаться на просвещение людей, на особое образование, при котором не только узкие специалисты будут готовиться, а люди, осознающие ответственность за качество того общества, в котором они живут. Людям надо показывать, объяснять, насколько все взаимосвязано в этом мире и потому для собственного благополучия нужно уметь заботиться не только о себе, но и о той среде, в которой ты живешь, а стало быть, и о других людях, от которых ты в той или иной степени зависишь.

Наша цивилизация – это само по себе такое устройство жизни человека, которое требует высокой организации, высокого порядка и согласованности интересов многих групп. Нельзя построить высокоорганизованное общество с грамотным разделением труда, а потому и весьма производительным, если не мыслить системно, чтобы иметь возможность согласовать все со всем. Вот этому и надо учить людей, чтобы они понимали, зачем им нужна та же справедливость и любые другие ценности, каким именно образом они отразятся на их собственной жизни. Справедливость – это продукт цивилизации, она требует от человека проявления еще более возвышенных качеств, которые не так-то просто развить. Но стремление к такому развитию и есть борьба за справедливость и другие важные ценности.

Не стоит противопоставлять справедливому обществу общество изобилия, думая, что не нужна никакая справедливость, равно как и свобода, и многие другие высшие ценности, если у людей есть все необходимое для сытой и красивой жизни. Если кто-то считает, что достаточно набить желудок, чтобы все было хорошо и не нужно думать ни о какой справедливой жизни, то он сильно ошибается. Благополучие людей напрямую зависит от того, по каким правилам они живут. Человек может тем лучше себя реализовать, принеся обществу много пользы и тем самым внеся свой вклад в высокий уровень жизни этого общества, чем меньше он будет беспокоиться о своем физическом выживании, чем меньше будет чувствовать себя ограниченным во всем и потому боящимся сделать лишнее движение, сказать лишнее слово, поделиться какой-то идеей, от которой может быть много пользы. Запуганный, ограниченный, подавленный человек – это не творец, а биоробот, который может делать только то, что ему прикажут и только из-под палки или из-за страха. Производительность труда такого человека будет крайне низкой, каки его творческое самовыражение. Ничего великого такие люди не создают, они в лучшем случае, могут только подражать другим. Поэтому, без справедливости, свободы, порядка, люди будут жить слишком примитивной жизнью, при которой невозможно делать необходимый вклад в свое собственное и общее благополучие. А значит, более сытым и развитым будет всегда то общество, в котором больше справедливости, больше свободы и порядка, в котором люди имеют возможность реализовывать свой творческий потенциал, а не вынуждены постоянно пресмыкаться перед теми, кто с помощью грубой силы и запугивания навязывает всем свою волю.

Справедливая жизнь – это жизнь с большим горизонтом планирования. В справедливом обществе человек не живет одним днем, из-за своей неуверенности в завтрашнем дне, он может смотреть далеко вперед, рассчитывать свое будущее и будущее своих детей, потому что он знает, что если будет жить по разумным правилам, действующим в таком обществе, то у него все будет хорошо. Справедливость – это один из самых полезных инструментов, с помощью которого можно создать рай в отдельно взятом обществе или на всей земле, научив, убедив, а кого надо и заставив жить по разумным, гуманным и понятным правилам, соблюдать которые по силам будет каждому. А альтернатива этим правилам – жестокие законы природы, со всеми присущими им достоинствами и недостатками. Последних, как я считаю, у таких законов больше.

Когда и почему возникло понятие социальной справедливости

Исторически эта концепция существует с древних времен. Впервые о социальной справедливости написал Аристотель. Древний философ описывал «распределительную» справедливость — распределение ограниченных ресурсов.

Сам термин «социальная справедливость» был придуман в 1840-х годах иезуитским священником по имени Луиджи Тапарелли. В 19 веке произошло резкое расслоение между богатыми и бедными людьми. В этот период времени защитники социальной справедливости делали упор на капитал, распределение богатства и собственности.

Затем в середине 20 века социальная справедливость кроме экономической составляющей, стала также включать и другие сферы социальной жизни — это и окружающая среда, и проявления неравенства в зависимости от пола, расы и вероисповедания.

Одновременно с этим мера социальной справедливости стала рассматриваться не только в рамках одного государства и правительства, но и в целом на уровне человечества.

Уровни проявления

Как мы выяснили ранее, социальная справедливость — явление масштабное. Затрагивает многие сферы нашей жизни. Поэтому проявляется эта справедливость, как на уровне отношений двух людей, так и на уровне всего человечества. Для удобства выделим несколько уровней действия социальной справедливости:

  • локальный или местный — это проблемы в семье, в общине, в коллективе, на рабочем месте, в школе и пр.;
  • государственный уровень — например, безработица, социальные гарантии, права национальных меньшинств, здравоохранение.;
  • мировой или глобальный — окружающая среда, боевые действия и военные конфликты, беженцы, нищета и многое другое.

Еще несколько примеров нарушения принципов социальной справедливости на глобальном уровне:

В 2016 году лишь 45 процентов мирового населения получали какие-либо социальные льготы (Данные ООН).

По оценкам МОТ, сегодня в мире около 2 миллиардов человек живут в условиях конфликтов или нестабильности, включая 400 миллионов людей в возрасте от 15 до 29 лет.

Способы выражения общественного мнения

Теперь мы знаем, что такое социальная справедливость, в чем она выражается, какие сферы жизни затрагивает. И назрел закономерный вопрос о том, а что лично Я могу сделать для того, чтобы изменить мир к лучшему; чтобы помочь людям, которых в данную секунду ущемляют в правах, у которых нет нормального жилья, доступа к воде, не хватает еды, лекарств, которые вынуждены против своей воли жить на территории боевых действий. Хватит закрывать глаза и делать вид, будто мир розовый и радужно-прекрасный.

Свое мнение можно выразить в устной, электронной или письменной форме. Это могут быть:

  • петиция — коллективное обращение,
  • эссе для блога или запись,
  • видео,
  • письмо в газету или телевидение,
  • сторителлинг ,
  • письмо в гос. инстанцию.

Где и как ищут справедливость

В мире каждый человек хочет справедливости, особенно в отношении себя. Однако, никто не отменял таких пороков, как зависть, корысть, алчность, гордыню и т. д. Именно поэтому вне закона справедливость – это субъективное явление.

Многие люди, совершая нечто нехорошее, раскаиваются в этом, хотят, а иногда и требуют от других снисхождения, прощения, милосердия (ошибся, с кем не бывает?).

По отношению к другим в такой ситуации мы не всегда так настойчивы: оступился, должен быть наказанным (особенно если задеты наши интересы). И это справедливо, с нашей точки зрения.

Закон и справедливость

Что произойдет, если двое людей (или группы) во взаимоотношениях посчитают друг друга недостаточно справедливыми в отношении себя? «Справедливым» останется тот, кто будет сильней. Но ведь на деле это не всегда так, что еще раз доказывает, что мы говорим о понятии очень относительном.

Если обратиться к законам Вселенной в рамках эзотерических концепций, то мы встретимся с мнением, что никакой справедливости не существует вовсе.

Есть закон о причинно-следственных связях, не более (еще говорят о «законе бумеранга»). С этой позиции в этом мире нет ничего случайного, все происходит так, как должно быть, на все есть свои причины.

Поэтому лучше лишний раз подумать о том, что собираешься сделать или сказать, чтобы потом не сетовать на несправедливость.

Где найти

С детства мы слышим, что это справедливо, а это не справедливо. Нас учат быть справедливыми и отстаивать справедливость. Хороший человек должен быть справедливым – морально нравственный посыл общества. Справедливость считается одной из главных добродетелей. И немного став взрослее, мы вступаем в борьбу за справедливость. А что это такое? И почему люди за чувство справедливости готовы биться до последнего вздоха и отдавать свою жизнь.

Как разобраться что это такое? Определение, которое можно найти, что справедливость – это понятие о должном, соответствие деяния и воздаяния. Если изложить простыми словами, то люди договорились о том, что существуют определенные правила, которые должны соблюдаться всеми. Т.е. все равны перед законом, совершил преступление – понес наказание, сделал работу – получил вознаграждение. Но как справедливо определить размер вознаграждения за сделанную работу? И тут вступают в силу интересы и желания.

А вот желания и интересы у всех разные. Соответственно вашим желаниям, вы должны получить больше, чем другой человек заинтересован вам за это заплатить. В этот момент зарождается в душе чувство что со мной поступают не справедливо. При чем с двух сторон одновременно. То есть чувство справедливости основывается на интересах или желаниях конкретного человека или группы людей. А для других это является не справедливым.

Революция в нашей стране происходила под флагом справедливости, что все должны быть равны и у всех должно быть все поровну. Красивый лозунг, но на сколько он справедлив к другой части общества которую раскулачивали и грабили. То есть, справедливость весьма относительное понятие. «Кесарю – кесарево, а Богу – богово». Каждому свое. Так и справедливость у каждого своя. Люди могут объединяться в соответствии со своими желаниями и интересами и отстаивать свою справедливость. Страны отстаивая свои интересы, также отстаивают справедливость. Давайте попробуем проанализировать как зарождается это чувство справедливости и разложим его на более понятные составляющие.

Взгляд на справедливость с разных частей света

  1. Россия – для русских людей это некий божественный идеал, который, с одной стороны, не достижим, с другой – должен быть целью для каждого. Этот идеал помогает отличить грешника от праведного.
  2. Для Запада справедливость – это причинно-следственные связи, в которые нет необходимости вмешиваться. При чем так они относятся только к своим идеалам и культуре.
  3. Восток – восточные жители не относят справедливость к мирским понятиям. Согласно им, все происходящее с тобой при жизни нужно воспринимать безропотно, подстраиваясь под них, чтобы получить ту самую справедливость после смерти.

Пустыня

Она нематериальна

Истинная справедливость – это мера нашего опыта. Чем больше мы пережили, чем больше трудностей и проблем разрешили, тем большей глубины понимания жизни мы по справедливости достигаем. В этом смысле справедливость измеряется обретаемой мудростью.

Если у человека с рождения проблемы со здоровьем, именно благодаря этим проблемам, он учится проявлять волю к жизни, вкус которой большинство здоровых людей не знают. Его награда – сила духа, которой позавидовал бы спортсмен. Эти качества по справедливости человек обретает, когда не сдается даже в тяжелых условиях.

Неважно, как это называть – справедливостью, кармой, или воздаянием, в каких бы условиях инфантильный человек не оказался, он страдает от собственной инфантильности. Его самоощущение, мысли и чувства определяются его жизненным опытом. Мы творим глупости и совершаем ошибки до тех пор, пока в силу определенных событий и переживаний не обретем понимание собственных действий. Глупость сама наказывает себя. Личный опыт – и есть истинное богатство.

Среди материально богатых людей есть немало мудрецов, самооценка которых не зависит от престижности внешних проявлений их личности. Такие люди могут одеваться скромно, водить недорогую машину, и владеть относительно недорогим жильем. Проработка чувства собственной важности экономит уйму энергии, времени и средств. Если пестование ЧСВ и потакание самолюбия не является основной прерогативой, человек может радоваться жизни в любых условиях. Мудрец проявляет учтивость и понимание. Глупец следует сомнительным принципам до тех пор, пока результаты этих тенденций не проявятся во всей красе.

В отношении к богатым и бедным

Возьмем для примера детей богатых родителей, ведущих разгульный образ жизни. Одни люди трудятся, и получают гроши, иные имеют богатство, не прилагая никаких усилий. В чем же здесь справедливость? Попробуем разобраться.

Когда человек упорным трудом заработал свое благосостояние, завидовать ему нет смысла, потому что его богатство – это заслуженный результат его работы. В этом есть справедливость. Не так ли? Рассмотрим иной случай.

Когда избалованный сынок богатых родителей получает все возможные материальные блага, и прожигает жизнь в усладе своего тела и ума, можно подумать, что ему повезло, и никакой справедливостью тут даже не пахнет. Однако как ни прискорбно, справедливость здесь в том, что этому человеку на самом деле вовсе не повезло, потому что он не сможет ценить блага доставшиеся легкой ценой, а когда столкнется с трудностями, ему, приученному к халявной роскоши и комфорту, придется нелегко. Поэтому и здесь завидовать нечему. Когда человек не имеет жизненного опыта, получает блага «на халяву», и не способен их ценить, тогда даже в комфортных условиях, будучи богатым, он может чувствовать себя униженным и несчастным.

А если же человек рос не в тепличных условиях, не был избалован, а преодолевал трудности и привык проявлять самостоятельность, тогда, при столкновении с новой проблемой он будет справляться относительно легко, потому что имеет заслуженный опыт преодоления трудностей и разрешения проблем. Халявное богатство в иных случаях – даже не благо, а скорей – проклятье. Заслуженное собственными силами богатство ценно даже не столько само по себе, сколько тем опытом, который человек обрел, пока его достигал. В этом – справедливость жизни.

Месть или справедливость?

Месть обожает выступать под флагом справедливости. Если вы жаждете самостоятельно проучить кого-либо, стоит честно вглядеться в собственные мотивы. Чаще всего в таких ситуациях все сводится к удовлетворению раненого самолюбия, и потаканию чувства собственной важности. Если тешить ЧСВ, раскачивая маятник двойственности, то после возвышения над кем-либо создается ровно такой же потенциал для личного унижения. Чем выше заберешься, тем больнее падать.

При встрече с неразумным, или даже агрессивным человеком нет особого смысла реагировать на его поведение ответной агрессией. Жизнь проявляет законы справедливости и без наших потуг. Если человек действительно действует негармонично, реальность так, или иначе находит способ скорректировать его поведение.

Если вас нагло подрезали на дороге, или где-нибудь в метро наступили на ногу, или вы идете по узкой тропе, а человек идущий на встречу, не уступает дорогу, имеет ли смысл переживать и опускаться до мести? Неразумная личность и без наших потуг найдет свои грабли. Жизнь так устроена, что по-настоящему грубые качества неизбежно встречают ответную неприветливую реакцию. Иными словами, глупость и грубость наказывает себя самостоятельно.

Дон Хуан говорил, что «жизнь – это отражение нашего Духа». Встречая на пути наглядные отражения собственных качеств, мы растем над собой. Этой теме на progressman.ru посвящен ряд статей под тегом«проекции». Наглец неизбежно встречает другого наглеца, и когда это происходит, они бессознательно вдвоем начинают работать над своими качествами в непростых условиях. Иногда люди годами мастерски избегают подобной проработки, но чем дольше побег от себя, тем дольше длятся страдания. Злой человек мучается от собственной злости, наглец от наглости, глупец от глупости. И в этом, как ни прискорбно, проявляется справедливость жизни.

Однако нет смысла втихомолку тешить эго торжествующими мыслями о том, что кто-то будет заслуженно страдать. Такие мысли – это все та же болезненная двойственность, лежащая в основе негативных переживаний. Мстительность создает негативный эмоциональный фон, приводит к недоверию и вражде.

Истинная

Итак, если для человека мерилом всех ценностей являются материальные блага, конечно, жизнь будет казаться несправедливой и случайной. Материальное преходяще, и вовсе не гарантирует ни счастья, ни душевного покоя.

С опытом мы начинаем понимать, что в жизни все по своему уравновешено. Сам опыт – беспристрастный судья, управляющий нашими душевными состояниями. Индивидуальная жизнь в своей сущности – это наша реакция на происходящее. Реакция обусловлена опытом. В этом – истинная справедливость жизни.

Примеры социальной НЕсправедливости

По данным ООН почти миллиард жителей планеты живут менее чем на $1,90 в день, и половина из них — дети. По причине недоедания, по состоянию на 2014 год, 160 миллионов детей в мире имеют физические отклонения. Приблизительно 124 миллиона детей и подростков не ходят в школу. Вооруженные конфликты являются одной из причин такого положения вещей.

16 тыс. детей умирают каждый день, не достигнув пятилетнего возраста, главным образом, от причин, которые можно было бы предотвратить. Коэффициент материнской смертности в развивающихся регионах и странах в 14 раз выше, чем в развитых государствах. Свыше 880 млн. человек в развивающихся странах проживают в трущобах.

Это примеры социальной несправедливости.

Давайте разбираться, что же такое социальная справедливость, почему и когда возникло это понятие, и какими способами мы можем влиять на мир и менять его.

А нужно ли бороться с ней

Несправедливость определенно нельзя оставлять безнаказанной. Если в нашем примере трудно разглядеть несправедливость, то есть явные ее проявления, когда обижают слабого, хулиганят, оскорбляют, унижают и так далее. Тут нужно занять позицию угнетенного человека и вместе бороться с несправедливостью.

Приведем еще один пример. Допустим, у вас дружная семья, двое маленьких деток. А снизу живет соседка, которая вечно всем недовольна, ее раздражает шум, который издают малыши, нервируют ваши гости и так далее. При этом она постоянно жалуется в правоохранительные органы, строчит письма-жалобы, в которых наводит на вас клевету. Вам присвоили штраф, дети боятся грозной соседки. Его можно уплатить и согласиться с ее мнением, но это повторится снова. В этом случае необходимо бороться с несправедливостью, ведь маленьких детей нельзя приковать к батарее.

Охарактеризуем ее

Социальная несправедливость – это существующие явные и скрытые бесчестные действия в рамках социума, порождающие неравенство, блокирующие развитие общественного прогресса.

Социальная несправедливость не может исчезнуть самостоятельно. Явление будет продолжать существование “благодаря” пассивности народа или же инстинктам. Сегодня наблюдается и то, и другое. Люди мало проявляют себя в осознанной гражданской активности и при этом отдают слишком много сил осуждению властей, что априори не улучшит ситуацию, а лишь усугубит ее.

Необходимо самосовершенствоваться, способствовать личностному росту других людей. Учиться распознавать достойных личностей, поддерживать их, проявлять гражданскую активность, и тогда справедливость обязательно восторжествует.

несправедливость людей

Как ее победить?

Универсальных рекомендаций по этому поводу нет. Есть советы, которые помогут преодолеть неудачу:

  1. Всегда сохраняйте спокойствие. Воздержитесь от необдуманных поступков, о которых потом можно сильно пожалеть. Нужно остыть и действовать только тогда, когда победит здравый смысл.
  2. Дайте себе время на обдумывание. Необходимо посмотреть на ситуацию со стороны, чтобы вырисовывалась полная картина действий. Проанализируйте, как можно было поступить, какой урок вы извлекли. Это послужит ценным опытом на будущее.
  3. Не стесняйтесь обращаться за помощью. Нет ничего зазорного в этом. Человек, которому вы доверяете, окажет поддержку, даст совет и поведает о своем видении сложившийся ситуации.

Всегда держите себя в руках, только тогда удастся разобраться в ситуации и принять верное решение. Теперь поговорим о социальной несправедливости.

Какие качества необходимо развивать в себе?

Нужно:

  1. Уметь общаться и находить язык с оппонентом.
  2. Понимать собственные и чужие интересы.
  3. Отстаивать свою точку зрения и позицию другого человека.
  4. Обладать смелостью и мужественностью.
  5. Уметь разглядеть из массы достойных кандидатов и поддерживать их.
  6. Быть дружелюбным и благочестивым.

Таким образом, несправедливость людей, бездействие, страх, жадность, эгоизм, лень порождают социальную

Начинка чувства справедливости

Злость – не единственный способ почувствовать несправедливость жизни. Есть еще и обида, зависть, чувство вины – наша психика богата на способы сопротивляться происходящему.

Зависть подсказывает, что «по справедливости», мы должны иметь не меньше и не хуже, чем тот, кому мы завидуем. Зависть побуждает «справедливо» осуждать и наказывать чужую несдержанность и раскованность там, где мы себя привязываем к батарее сковываем своим «правильным» поведением.

Обида подсказывает, что человек, практикующий невыгодное для нас поведение, обязан «по справедливости» раскаяться и начать исправляться.

Чувство вины мы переживаем, когда констатируем несправедливость на сей раз в собственных поступках. Вина подсказывает, что мы поступили «плохо», и поэтому потеряли право быть любимыми. А чтобы это право вернуть «обязаны», опять же, раскаяться и начать исправляться. Даже если это в принципе невозможно, все равно «обязаны», потому что «справедливости» наплевать, есть ли для требуемых ею перемен реальная почва.

Иными словами, то, что мы чувством справедливости называем – это не какая-то самостоятельная единица эмоциональной сферы, а целая смесь различных переживаний – чаще всего негативных, но в собственных глазах облагороженных.

Я не утверждаю, будто все разновидности реакций из «чувства справедливости» – сплошное «зло». Иногда «справедливость» действительно побуждает к «возвышенным» и «благородным» поступкам. Но чаще всего «справедливостью» прикрывается личная, порой откровенно эгоистичная выгода.

Как проявляется

обостренное чувство справедливости

Как часто вы встречаете перфекционистов? Редко? Так вот, слишком справедливых персон можно встретить чаще. В поисках справедливости некоторые люди могут далеко зайти и многим навредить. Такие личности не умеют молчать и хотят быть услышанными. Они стараются наладить справедливость даже тогда, когда их лично дело не касается. Но чаще человек возмущен из-за того, что были задеты его интересы. Проявление психологического недостатка, такого как обостренное чувство справедливости, проявляется в несдержанности характера. Личность будет стараться все время оставаться в выигрыше, и для того, чтобы добиться своей цели, человек может пойти на многое. Но преступать законы морали или же писаные законы человек не станет. Он всегда будет себя держать в рамках приличия, насколько ему будет позволять это делать воспитание. Правда и справедливость для человека всегда превыше всего. Персона будет обижаться на людей, которые украшают свои истории выдумками, а также на тех, кто переходит дорогу на красный свет.

Определение понятия

обостренное чувство справедливости

Люди с обостренным чувством справедливости часто считают себя супергероями, без помощи которых ни одна ситуация, попавшая в поле их зрения, не разрешится благополучно. Чувство долга и чувство справедливости относятся к эмоциям, которые крайне сложно контролировать.

Само ощущение справедливости достаточно субъективно. Например, один человек считает, что в коллективе все должны получать одинаковую зарплату, а другой человек – что каждый должен получать плату соразмерно выполненным задачам.

Основные подходы к изучению

Чувство справедливости – это уникальный набор качеств, свойственных всем людям. Индивидуальное восприятие влияет на отношение к различным событиям. Само явление изучается и в психологии, и в философии, и в судебном праве.

Субъективное видение справедливости может многое сказать о характере и жизненных принципах человека.

Плюсы

чувство справедливости

Но не стоит считать проклятием обостренное чувство справедливости. Психологи утверждают, что если немного подкорректировать сознание человека, можно снять сильную нервозность, и персона перестанет делить мир на черное и белое. Ведь у людей, которые хотят жить по справедливости, есть свои плюсы.

  • Человек никогда не поступит дурно по отношению к другому. Личность всегда будет примерять чужую роль на себя, и, благодаря этому, будет понимать, что делать можно, а чего нельзя.
  • Персона не будет нарушать закон и вредить окружающим. Люди с обостренным чувством справедливости – добропорядочные граждане, которые соблюдают не только государственные законы, но и законы морали.
  • Персона, которая чтит справедливость, никогда не будет врать. Человек приложит все усилия для того, чтобы жить по совести, и никогда не станет сплетничать или злословить.

Минусы

без компромиссов

Но все же обостренное чувство справедливости – это своего рода болезнь. Человек, который не может смириться с несовершенством этого мира, будет страдать. В жизни большинство людей преступают закон, отстаивают свои права и стараются изменить привычный уклад вещей. Какие же минусы характера людей с обостренным чувством справедливости?

  • Человек не может спорить с окружающими. Конфликт всегда нужно урегулировать мирным путем, находя компромисс. Но персона, которая ставит справедливость превыше всего, живет без компромиссов. Человек не может согласиться с мнением другой личности, если не считает ее идеальной.
  • Человек, который любит справедливость, будет доносить на всех знакомых. Он будет преподносить информацию не в виде сплетен, а в форме констатации фактов. Но приятным подобный процесс сложно назвать.
  • Обидчивость – это проблема всех людей, которые не могут смириться с несовершенством мира. Люди недовольны своими друзьями, коллегами, знакомыми, а порой персона может обидеться даже на погодные условия. Быстрые перепады настроения делают человека малоприятной личностью.

Причины

борец за справедливость

Кто-то может решить, что борец за справедливость – это почетная миссия. Но если разобраться в душе человека, то становится понятно, что справедливости ему хочется не из самых добрых побуждений.

  • Зависть. Персона, которая не может смириться с несправедливостью мира, очень завистлива. Человек не понимает, почему он работает со всеми наравне, а получает меньше благ, чем остальные. Или же он может быть недоволен тем, что трудится с другом на равных условиях, но товарищ почему-то получает большие премии и удостаивается различных привилегий. Эти мысли не дают покоя.
  • Злость. Нет идеальных людей, и не стоит рассчитывать на то, что вам понравятся все окружающие без исключения. Вполне нормально встречать личностей, которые вызывают в вашей душе антипатию. И если нормальный человек просто признает, что кто-то ему неприятен, то человек с обостренным чувством справедливости будет злиться на себя за то, что он не может полюбить неприятного типа.
  • Обида. Вечные обиды на окружающих приводят к тому, что человек начинает думать, что мир по отношению к его персоне несправедлив. Ему кажется, что окружающие живут лучше и получают больше благ от этой жизни.
  • Чувство вины. Персона, которая будет обвинять себя в чужих бедах, никогда не станет счастливой. Слишком справедливые люди не могут жить нормально, так как их все время что-то будет смущать.

Проблему нужно искать в детстве

за справедливость

Как же жить людям, которые страдают чувством обостренной справедливости? Человеку нужно заняться самоанализом или же сходить к психотерапевту. Ему нужно выяснить корень проблемы и понять, как давно справедливость стала навязчивой идеей. Возможно, ребенок уже с детства жил без компромиссов, а может быть, навязчивые идеи стали возникать в школе, когда родители сравнивали малыша с остальными детьми в классе. Сначала нужно найти корень проблемы, а затем найти человека, который посадил корень и удобрял его. Без поддержки взрослого в душе бы не выросло преувеличенное чувство справедливости.

Все малыши делят мир на черное и белое, но вырастая, они должны понимать, что существуют и промежуточные тона, вроде серого, который помогает сделать жизнь интересной и необычной. Люди, которые признают только добро и зло, плохо уживаются в этом мире. Поэтому обнаружив проблему в своем сознании и поняв, когда проблема там зародилась, нужно постепенно учить себя видеть в окружающем мире не два цвета, а еще и различные вариации этих цветов.

Признаки

признаки чувства справедливости

Усиленное чувство справедливости может проявиться внезапно, а может сопровождать человека постоянно. Признаком формирования такого качества является, например, слабость. Если личность слаба морально, не может самостоятельно защитить свои интересы и отстоять границы, то, скорее всего, она будет страдать от перманентной несправедливости.

Еще один признак того, что у человека сформируется острое чувство справедливости – трудное детство. Это тоже субъективное понятие, но большинство «симптомов» схожи: недостаток родительской любви и низкий уровень материальной обеспеченности. Ребенок не способен понять, почему он получает игрушки только на День Рождения и Новый Год, а родители Сережи покупают ему игрушки каждый месяц. Для него это – пример несправедливости.

Симптомы

гнев мужчины

Повышенное чувство справедливости проявляется в ощущении определенных эмоций: гнев, злость, грусть, тоска. Например, во время прогулки вы заметили, как между двумя мальчишками произошла потасовка. Более взрослый обидел маленького, но обидно и грустно почему-то вам, хотя к этому происшествию отношения не имеете. Хочется вмешаться и преподать урок взрослому мальчику, ведь маленьких обижать нельзя.

Постоянное желание добиться порядка, отвечающего вашим субъективным требованиям, -наиболее яркий симптом болезненного чувства справедливости.

Диагностика и лечение

мстительность

Обостренное чувство справедливости диагнозом не является, но все же требует корректировки, так как серьезно влияет на жизнь. Если у человека внезапно проявилось это качество, значит, какая-то проблема в жизни все же есть. Специалист обнаружит отклонение по следующим признакам:

  • нарушения сна (бессонница, прерывистый сон, повышенная сонливость);
  • мстительность;
  • агрессия;
  • учащенное сердцебиение;
  • озлобленность;
  • апатичность;
  • грусть, тоска;
  • изменения в характере и др.

Лечение выбирается в зависимости от симптомов. Кому-то достаточно отдохнуть, расслабиться вдали от внешних раздражителей, а кому-то необходима терапия.

Научитесь расслабляться

обостренное чувство справедливости что делать

Вам знакомо обостренное чувство справедливости? Что делать персоне, которая хочет избавиться от подобной черты характера? Самый простой и эффективный вариант – это научиться расслабляться. Какие люди накручивают себя больше других? Те, которые постоянно за что-то волнуются. Отпустите ситуацию, если вы не можете ее изменить. Примите как должное, что у вас нет контроля над всем, что происходит в этом мире. Время от времени нужно пускать свои дела на самотек и доверять дальнейшее развитие событий вселенной.

Отпуская свои проблемы, человек обретает чувство душевного равновесия. Подобное ощущение появляется тогда, когда голова свободна от посторонних мыслей. Добиться подобного эффекта можно с помощью медитации или же с помощью одной из ее техник, а именно сосредоточения внимания на дыхании. Постарайтесь жить осознанно и понимать, как зарождаются ваши мысли. Понимая причину собственного недовольства, вам будет проще с ним бороться.

Попробуйте время от времени нарушать собственные устои

в поисках справедливости

Справедливый человек живет по правилам, которые сам для себя придумал. Время от времени нужно отступать от устоев и проверять их на прочность. Что нарушать можно, а что нет? Руководствоваться можно не чьими-то указаниями, а собственным здравым смыслом. Например, водитель, с обостренным чувством справедливости, может постоянно осуждать людей, которые ездят не по правилам. Такому человеку нужно придумать себе новое дорожное развлечение. Вместо того чтобы портить себя нервы, он может начать слушать аудиокниги или же учить иностранные языки по специальным курсам, рассчитанным на устное воспринятые информации. Подобная перестройка заставляет мозг человека по-другому воспринимать знакомую ситуацию. Человек станет терпимее к окружающим людям и с большим пониманием будет относиться к тем, кто нарушает закон.

Чаще выходите из зоны комфорта

Справедливый человек в большинстве случаев труслив. Он может отстаивать свои права, но жить он будет по заведенному уставу, предписанному свыше. Он не будет противиться укладу жизни, так как ему это несвойственно. Чтобы изменить подобный пассивный подход, человеку нужно время от времени выходить из зоны комфорта и делать непривычные для себя вещи. Например, он может отдохнуть за границей, а не у себя на даче, провести выходные на светской вечеринке, а не перед телевизором. Человек должен время от времени осуществлять не свойственные ему действия. Если будет хорошо получаться, то с каждым разом он будет все больше пересматривать свое мировоззрение и перерабатывать его.

Живите своей жизнью и не следите за другими

Обостренное чувство справедливости не развивается само. Оно является ошибкой в воспитании ребенка. Родители, которые заставляли малыша часто оглядываться на других и сравнивать свою личность с окружающими, искалечили его сознание. Малыш больше не может оценивать свои поступки без оглядки на соседа. И естественно, ребенку будет обидно, если за свои старания сосед будет получать больше остальных.

Взрослый человек, который знает свою проблему, должен бороться с ней. В первую очередь нужно отказаться от привычки оглядываться на других. Неважно, как и кто работает. Важно как работаете вы, и получаете ли удовольствие от процесса. Если вас устраивает ваша деятельность, то не стоит обращать внимание мнение остальных. Следует принять тот факт, что у каждого человека может быть свое мнение о вас. Но это не значит, что на него нужно обращать внимание. Живите без оглядки на других, именно так у вас получится стать счастливее.

Не ищите кумиров

У вас есть обостренное чувство справедливости? Значит, у вас наверняка имеется свой личный кумир, которому вы стараетесь подражать. Герой может быть как реальный, так и вымышленный. Кто-то в детстве перечитал сказок о Робин Гуде, а кому-то всегда нравились сказки, где добро побеждает зло. Взрослея, человек понимал, что ему нужно на кого-то равняться и выбрал в качестве своего идеала какого-то персонажа. Но подобное равнение ни к чему хорошему не приводит. Человек расстраивается, что у него не получается повторить судьбу своего идеала.

Сравнивать себя человек должен не с вымышленным персонажем и не с соседом, а с собой. Если вы за год сделали большой рывок в развитии своей личности относительно того, что было в прошлом году, то считайте это успехом. Именно такими достижениями и следует гордиться.

Больше думайте своей головой

люди с обостренным чувством справедливости

Люди с обостренным чувством справедливости думают стереотипами. Они самостоятельно не принимают решения относительно того, что такое хорошо, а что такое плохо. Подобные знания они берут из сказок, книг и рассказов родителей. Но доверять на слово никому не стоит. Всегда следует проверять даже нерушимые истины. Иначе человек может превратиться в марионетку в чьих-то руках. Думайте своей головой, принимайте собственные решения на основании доводов, которые были сделано лично вами.

Всеобщее «добро»

Самый коварный самообман, который чувство «справедливости» прикрывает, – тот самый трюк ума, где личные, порой далекие от реалий притязания убежденно навязываются под видом всеобщего объективного добра. Такая слепая убежденность побуждает с пеной у рта доказывать окружающим, какой должна быть жизнь.

С таким настроем жестокое самоуправство вдруг становится «освободительным» крестовым походом против «неверных». И в награду «крестоносцы» получают прощение всех грехов. Исторический факт. Так личные неврозы и принимаются за сверкающе чистую монету.

Все было бы куда проще, если бы действительно существовала единая и понятная для всех справедливость – спорить было бы не о чем. Но в ранг такой большой всеобщей правды мы воздвигаем множество маленьких личных полуправд.

Искреннюю убежденность в своей правоте может иметь каждая из конфликтующих сторон. Вроде как все «правы» и «справедливы», а договориться не могут, принимают друг друга за агрессивных противников истины и справедливости – осуждают и наказывают за разницу в самообмане.

Какой должна быть жизнь

Несправедливость мира – это сброс ответственности за свои нереалистичные ожидания на внешних «виноватых». Обычно за такой безответственностью кроется нежелание признавать качество собственного вклада в свою же жизнь.

Так происходит, когда в глубине души человек сам считает себя слабаком и неудачником, не сумевшим принять вызов жизни – за это себя порицает и ненавидит. А на поверхности, чтобы от внутреннего конфликта спрятаться, перекладывает ответственность за «неудачи» с себя на правительство, начальство, родителей, партнеров, судьбу, Всевышнего – любую внешнюю силу, которая «помешала» счастью, либо была «обязана» устроить все «по справедливости» – то бишь обеспечить исполнение желаний, но не устроила, не обеспечила.

В идеале надо бы понимать, что никто нам ничего не должен. Но есть и хорошая новость – мы тоже никому ничего не должны. Ни себе, ни окружающим. На все – свободная, добрая воля. Прекрасно понимаю, насколько эта тема скользкая. Планирую разбирать нюансы в будущих статьях.

Правда заключается в том, что мы понятия не имеем, какой должна быть жизнь. Либо можно сказать, что горькая для наших оторванных от жизни чаяний правда – в том, что все уже происходит именно так, как должно происходить. Потому что так устроена жизнь – таков естественный ход вещей. Никто и ничто не может иначе.

Эти беспощадные к нашим ожиданиям, холодные закономерности жизни, пожалуй, и есть та единая для всех справедливость, на которую только и можно опираться. Иначе остается удивляться, как это люди имеют столько наглости – идти против всеобщей святой справедливости – нашей маленькой лжи самим себе.

Три примера про справедливость

Это большая и неформальная группа умных и активных граждан, которые ведут свою спокойную борьбу с несправедливостью на дорогах эффектно и эффективно.

По большому счету, именно «Синие ведерки» добились перелома ситуации, за что им слава, почет и большая человеческая благодарность.

Они юридически грамотны, оснащены техникой и хорошо знают технологию, открыты и публичны, а также доброжелательны.

И не боятся общаться с любым представителем любой власти в любых кабинетах — помнится, года два назад у них был большой разговор с Ольгой Егоровой, главой Мосгорсуда, насчет ее авто с мигалкой, которое нарушало правила.

Поговорили серьезно, и все — авто больше не шалит, всем хорошо.

Всего этого добились обычные граждане, уважающие себя, свое время и свои права. Они занимаются сейчас многими другими полезными делами, которые связаны с дорогой: платными парковками, правами граждан на машино-место, работой такси, удобным подъездом к магазинам, защищают бизнес, который страдает от корыстолюбивых гайцев, норовящих запретить парковку в «кармане» у ресторана, а уж тем более у социального магазина — как у нас на Таганке, например.

Какое наказание считается справедливым

Существует несколько видов наказания: от предупреждения до лишения свободы. И каждая из них помогает справедливости восторжествовать.

В 1750-х годах до н.э. был создан свод законов Хаммурапи. В некоторых были описаны меры наказания. Так один из них говорил о том, что если человек выколол глаз другому человеку, то ему тоже нужно выколоть глаз(как говориться:» Око за око, зуб за зуб «).Этот пример и доказывает, что наказание это ничто иное, как справедливость.

Ведь никто не в праве отнимать то, что ему не принадлежит. Знаменитый роман Ф.М.Достоевского » Преступление и наказание» затрагивает обсуждаемую нами проблему.

Главный герой Раскольников совершил преступление, забрав жизнь человека, забрав то , что ему( Родиону) не принадлежит. Именно за эту несправедливость он и несёт наказание.

К сожалению, в современном мире многие правонарушители остаются без справедливого наказания, продолжая всё также нарушать закон.

Пример работы

Даже мини-сочинение на тему «Что такое справедливость?» стоит писать по собственным убеждениям. Можно в работу добавить аргументы из литературы, но тогда текст уже превысит формат «мини». В общих чертах такой пример может иметь следующий вид:

Я думаю, что справедливость – это черта человеческого характера. Только сильные духом могут следовать законам морали, защищая слабых и наказывая виновных. Справедливость – это когда каждый получает то, чего заслуживает.

Говорят, что она основывается на принципе равенства. Только там, где есть люди разных сословий, присутствует неравенство и несправедливость. Но это скорее социально-экономический момент, не имеющий никакого отношения к морали. На деле несправедливость проявляется в том, что некоторые люди начинают ставить себя выше других, умаляя их достоинства.

Справедливость выражается в отношении к другим людям. Каждый самодостаточный человек будет следовать по закону добродетели. Он точно знает, что такое правильно и неправильно, именно на таких людях держится общественная гармония.

Наказание – справедливость за допущенную несправедливость

Я выбрала именно эту тему, потому что считаю что тема справедливости наказания всегда являлась очень важной.

К сожалению, такие требования к наказанию не сформулированы в УК, ничего не говорится об этом и в упомянутом постановлении Пленума Верховного суда РФ.

Справедливость наказания является одной из основных проблем в обществе в целом.

Своим высказыванием автор хотел донести следующую мысль: совершая преступление, человек лишает другого его собственности: жизни, имущества или права, и лишь наказание преступника является справедливым решением, которое вправе отнять и его часть, отомстив за другого. Со словами Авралия Августина я согласна.

Он поднимает проблему актуальную в наши дни.

Ведь уровень преступности в мире растёт и с этим нужно бороться. Как известно, наказание — это предусмотренная уголовным законом мера государственного принуждения в виде лишения или ограничения прав и свобод, назначаемая по приговору суда и применяемая к лицу, совершившему преступление. В свою очередь, справедливость — это понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния.

Назначение наказания за убийство

По нашему мнению, ее удачно отразил Пленум Верховного суда РФ в п.

При назначении наказания за умышленное убийство судам предписывается учитывать совокупность всех обстоятельств, при которых оно совершено: вид умысла, мотивы и цель, способ, обстановку и стадию совершения преступления, тяжесть наступивших последствий, личность виновного и обстоятельства дела, смягчающие и отягчающие ответственность. Равным образом должны быть исследованы данные, относящиеся к личности потерпевшего, его взаимоотношения с подсудимым, а также поведение во время происшествия. Реализация рекомендаций Пленума Верховного суда на практике будет способствовать назначению лицам, виновным в убийстве, справедливого наказания.

Пример из жизни

Несправедливость в жизни встречается слишком часто, чтобы придавать ей большое значение. Это сейчас я могу так рассуждать и закрывать глаза на мелкие неприятности, но вот в детстве дела обстояли иначе. Мне запомнился случай, воспоминания о котором по сей день вызывают смешанные эмоции.

Мне 5-6 лет, мы сидим с мамой на диване и смотрим новости. Начинается сюжет о малышах из детского дома, от которых отказались родители. Этот момент пронзил мое детское сердце, и я залилась слезами от жуткой несправедливости: я живу дома с родителями, а эти несчастные детки страдают без родительской любви. Мама долго не могла меня успокоить и привести аргументы, потому что несправедливость жизни в этом аспекте слишком очевидна.

Источники

  • https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/spravedlivost-chto-ehto-takoe-spravedlivym.html
  • https://FB.ru/article/370190/nespravedlivost—eto-chto-opredelenie
  • https://psy-ask.ru/povyshennoe-chuvstvo-spravedlivosti.html
  • https://psichel.ru/spravedlivost/
  • https://writingfor.online/post/chto-takoe-socialnaya-spravedlivost/
  • https://progressman.ru/2010/03/spravedlivost/
  • https://progressman.ru/2016/02/justice/
  • https://FB.ru/article/411802/obostrennoe-chuvstvo-spravedlivosti-spravedlivyiy-chelovek-psihologiya-lichnosti
  • https://lifemotivation.ru/samopoznanie/obostrennoe-chuvstvo-spravedlivosti
  • https://school-ethiopia.ru/baza-sochinenij/sochinenie-pro-spravedlivost.html

[свернуть]