Психология: это что такое, что изучает наука, кратко самое главное, современное состояние психологической отрасли

(Оцените статью)
Загрузка...
15 0

Что изучает психология?

Чтение на диване

Основным объектом изучения данной науки являются психические процессы человека – чувства, эмоции, цели, мотивация, воображение, мышление, принятие решений, темперамент и прочие особенности поведения и восприятия. Психология пытается ответить на вопрос, что движет человеком в различных ситуациях, почему он принимает определенные решения, какие процессы происходят в его «внутреннем мире».

В задачи современной психологии входит изучение и решение проблем в разных сферах человеческой жизни – как личной, так и профессиональной. Внутри этой науки существует большое количество отдельных прикладных направлений, изучающих отдельные аспекты деятельности человека. В качестве простых примеров можно назвать такие направления как:

  • возрастная психология;
  • социальная психология;
  • семейная психология;
  • психология спорта;
  • психология религии.

Задачи каждого направления очевидны из названия. Так возрастная психология изучает особенности поведения человека на разных жизненных этапах. Объектом изучения социальной психологии является взаимодействие людей в обществе и особенности их поведения, продиктованные этим взаимодействием. Семейная психология занимается укреплением семьи и решением внутрисемейных противоречий. Существуют направления, изучающие поведение людей в спорте, в религии, на промышленном производстве, в учебе и прочих сферах.

Краткая история становления психологии как науки

Психология как наука занимается изучением поведения и процессов мышления животных и людей. В переводе с латинского языка Психея означает «Душа», существование которой до сих пор оспаривается большинством ученых. Logos переводится как «понятие; мысль или слово» и представляет собой термин, впервые использованный Гераклитом Эфесским (греческим философом и основателем диалектики). Среди других основоположников современной психологии стоит выделить таких известных деятелей времен античности, как Платон и Сократ.

Они, как и прочие представители школы стоиков (Анаксимен, Анаксагор, Демокрит и ряд других), придерживались точки зрения, что душа представляет собой вполне материальный объект, подлежащий всестороннему изучению. Многие историки считают, что отцом психологии как научной дисциплины является Аристотель, в четвертом столетии до нашей эры издавший ставший впоследствии знаменитым трактат «О Душе». Автор выдвигает теорию о том, что душа обладает различными способностями, такими как размышление, ощущение и развитие, и представляет собой основополагающий принцип движения.

Следующий этап становления психологии как науки приходится на начало шестнадцатого века. Рене Декарт (выдающийся физиолог, механик, физик и математик, живший в семнадцатом столетии) сумел в теории и на практике обозначить наличие такой психофизической проблемы, как взаимная связь тела и души. Также он смог выявить ряд закономерностей, касающихся работы сознания и рефлексов на подсознательном уровне. В дальнейшем основные методы исследования сознания на базе теории Декарта были дополнены влиятельным мыслителем эпохи Просвещения Джоном Локком.

Говоря о психологии как науке кратко, самые главные последующие достижения и ощутимый вклад связаны с такими деятелями, как:

  1. Дж. Уотсон (основоположник теории бихевиоризма). Разработал концепцию, согласно которой особенности поведения каждого человека формируются в результате ответных реакций на различные внешние стимулы и раздражители.
  2. Альберт Бандура. Труды этого писателя в шестидесятых годах двадцатого столетия спровоцировали когнитивную революцию в психологии как научной дисциплине. Суть его теории сводится к важности моделирования, подражания и наблюдения в процессе становления характерных черт личности.
  3. Академик Иван Павлов, российский физиолог и приверженец теории бихевиоризма. Провел огромное количество практических экспериментов, выявив новые эффективные методы, а также провел четкую грань между самоанализом и субъективными оценками.
  4. Хосбургер Эрик Эриксон, один из первых психоаналитиков и автор теории о различных стадиях становления личности человека, обладающих определенным набором внешних признаков.
  5. Пиаже Жан. Известен своей теорией, согласно которой мыслительные процессы, построение схем и шаблонов конструируются самим субъектом посредством воздействия на окружающую среду.

Зигмунд Фрейд считается основателем научного психоанализа, оказавшего значительное влияние на развитие и формирование таких дисциплин, как: антропология, социология, медицина и психология. Австрийский невролог и психиатр разработал трехкомпонентную структурную модель психики, включающую понятия «Сверх Я», «Я» и «Оно». Фрейд уделял большое внимание толкованию сновидений, методам контр-переноса и переноса, психосексуальному развитию личности, эдипову и прочим комплексам, возникшим в детском и подростковом возрасте. Современный классический психоанализ подразделяется на следующие направления:

  • психология аналитического типа;
  • глубинная психология.

Швейцарскому педагогу и известному психиатру Карлу Густаву Юнгу принадлежит теория, в которой существует понятие коллективного бессознательного, включающего ряд универсальных архетипов, характерных для самых разных культур. Архетипические образы оказывают серьезное влияние на поступки, мышление и чувства индивида. Юнг полагал, что часть сфер, скрытых в бессознательных областях психики, могут приобретать черты автономного характера и не подчиняться контролю со стороны сознания.

Интересный факт! Гештальт терапия считается гуманистическим направлением психотерапии, основанным на экзистенциальном подходе. Если психоанализ направлен преимущественно на интерпретацию бессознательного, то гештальт терапия предназначена для развития самоосознания. Создателем данного направления является Фредерик Перлс, сумевший развить идеи Фрейда и его последователей.

Понятие психологии как науки

Благодаря психологии человек получает широчайшие возможности к познанию окружающих людей и себя. А способность к пониманию других субъектов ведет к признанию со стороны общественности и значительно упрощает жизнь. Современная психология изучает различные теории и практические методы, комбинируя наиболее эффективные из них. Дисциплину в наши дни принято подразделять на научную и прикладную. Первая занимается исследованием личностных качеств, социального поведения и развития человека. Вторая использует ряд психологических принципов для разрешения насущных вопросов и актуальных проблем.

Объектом исследования современных психологов считается личность человека, его мысли, особенности формирования характера и привязанностей. Субъект, не обладающий базовыми познаниями в психологии, имеет меньше преимуществ в сравнении с подкованным в данной дисциплине индивидом. К примеру, ему намного легче впасть в состояние паники и стресса после плохих или хороших известий. Человек, знакомый с психологией не понаслышке, не допустит, чтобы такая непредсказуемая мелочь отрицательным образом повлияла на его восприятие окружающей действительности.

Одним из выдающихся практикующих психологов и гипнотерапевтов является Никита Валерьевич Батурин, автор собственного канала на YouTube, посвященного психологии и гипнозу. Избавиться от фобий, навязчивых страхов или пройти обучение искусству гипноза можно, обратившись к Никите Валерьевичу.

Место психологии среди других наук

Место психологии в системе наук менялось соответственно тому или иному периоду истории. Психология настолько многопланова, что её нельзя с определённой точностью отнести только к естественным, социальным или к философским наукам. Результаты её исследований и наблюдений можно найти в любом из перечисленных научных групп. Исходя из этого, можно смело сказать, связь психологии с другими науками очень тесная. Связь с биологией наблюдается в познании её законов, в различии мира насекомых, одноклеточных и многоклеточных. В чём закономерность процессов поведения всех миров, населяющих планету Земля. Нужно разобраться в условиях влияния окружающей среды на поведения человека, в чём различие разумных представителей живого мира от  простейших представителей его. Но одних знаний по биологии недостаточно. Физиология, история, экономика, этнография, лингвистика и ещё целый ряд тесно взаимосвязаны с психологией, потому что нет такой сферы деятельности, в которой бы не проявлял себя человек. А ведь именно его психические изменения подлежат самому пристальному вниманию самой своеобразной науки. Только познав природное своеобразие человека и его социальную сущность, можно раскрыть законы его поведения и различные изменения в психике. Человеческое сознание, наряду с мышлением и другими проявлениями психики развивается в результате воспитания и образования. Поэтому педагогика имеет прямое отношение к такой науке, как психология.

Психология как наука (3)

Предмет изучения психологии

Психология — это наука изучающая. В основе её познания лежат не только психика человека, но и изучение влияющих на неё факторов внешней среды и взаимодействие людей друг с другом. Этой науке подвластно изучение взаимосвязи между происходящими событиями жизни и эмоциональность личности, как события напрямую влияют на чувства и переживания человека. Психология на стоит на месте. Она не замерзшая наука. Человек постоянно находится в развитии, а процессы, напрямую связанные с этим, будут предметом изучения в психологии. Значит, она тоже развивающаяся наука.

Психология как наука (2)

Психологические задачи

Как любая наука, в психологии есть свой предмет изучения, цели и задачи. Задачи психологии как науки обширны: процессы, происходящие в психике человека, свойства его личности и особенности различных видов деятельности человека. Все задачи психологии тесно взаимосвязаны между собой, их нельзя решать в отрыве друг от друга. Как можно оторвать ощущения личности, способность плакать и радоваться от его физиологических особенностей? Человеческий организм имеет очень тонкую структуру, как в физиологическом отношении, так и в психическом проявлении. Нервная система, система опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистая система, эмоциональные переживания, воображение, впечатлительность, совесть. Да стоит ли ещё перечислять? Человека нужно рассматривать в совокупности всех внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие сущности человеческой личности.

Психологические задачи

История появления и развития психологии

О том, что психология является древней наукой, свидетельствует её название. Термин образован от греческих слов «психе» (душа, характер) и «логос» (наука). Также в древнегреческой мифологии описывается прекрасная принцесса Психея, являвшаяся олицетворением человеческой души. Она обладала мистическим влиянием на людей – сам Эрос (Амур) не смог противостоять её чарам и влюбился.

Первые научные труды, которые можно назвать психологическими, принадлежат Платону и Аристотелю (V и IV вв. до н.э.). Значительный вклад в развитие учения внёс Авиценна (X-XI вв.). Самостоятельное научное направление сформировалось в XVIII веке благодаря немецкому ученому Христиану Вольфу. А современной научной дисциплиной психология стала в 1879 году, когда Вильгельм Вундт создал свою психологическую лабораторию и начал проводить первые исследования.

В разные века люди по-разному понимали, что такое психология. В истории развития данной науки выделяют 4 этапа, на каждом из которых был собственный объект изучения:

  1. Душа. В античной греко-римской цивилизации считалось, что каждое живое существо имеет душу, которая полностью определяет его поведение. Данная концепция позволяла объяснять особенности темперамента связью с космосом, реинкарнацией и прочими мистическими явлениями.
  2. Сознание. В XVII веке французский ученый Рене Декарт описал рефлекторную природу поведения и ввёл понятие «сознания». Это был некий «жизненный компас», реагирующий на внешние воздействия и определяющий реакцию человека.
  3. Поведение. Данный подход использовался в начале XX века. Это был период, когда активно проводились эксперименты, позволявшие изучить реакцию людей на определенные события.
  4. Психика. По мере накопления знаний основным предметом изучения постепенно стала психика человека и определяющие её механизмы.

Сегодня психология представляет собой сложную многоотраслевую науку, включающую порядка 100 достаточно самостоятельных направлений.

Структурные элементы фундаментальной психологии

Структурные элементы фундаментальной психологииВ своем составе общая психология содержит следующие структурные элементы:

  1. Психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение, мышление, речь, эмоции, ощущения, воля, представления.
  2. Свойства психики: способности, характер, темперамент, мотивация.
  3. Состояния психики.

На базе определений общей психологии создаются области, более подробно изучающие определенные аспекты человеческой жизни.

Наиболее значимые отрасли в психологии

  1. Педагогическая психология — одна из отраслей общей психологии, которая исследует вопросы воспитательного процесса и обучения новым навыкам. Главная задача данного направления — найти приемы и методы построения наиболее эффективного образовательного процесса посредством индивидуального подхода.
  2. Возрастная психология выделяет этапы, по которым проходит развитие человека и изучает закономерности каждого из этапов.
  3. Дифференциальная психология изучает особенности психики групп и индивидов в отдельности, а именно: их отличительные черты и сходства.
  4. Политическая психология исследует жизнь людей, занимающихся политикой, с точки зрения психологического аспекта.
  5. Психология искусства исследует психологические аспекты влияния искусства на человека и на социум.
  6. Психология труда изучает виды деятельности человека в процессе труда как отдельный психологический элемент: определяет необходимые личностные качества для той или иной деятельности; исследует способы повышения производительности труда, взаимоотношения в коллективе, вопросы профессиональной пригодности и мотивации.
  7. Юридическая психология исследует психологические особенности отношений подсудимых и работников правоохранительных органов. Также изучает противоправную деятельность и способы ее предупреждения.
  8. Практическая психология — одна из самых крупных сфер общей психологии, которая строится на всех основных отраслях и занимается вопросами диагностики.

Общая психология — понятие, объемлющее основы для развития своих элементов структуры, специализирующихся на исследованиях в узкой направленности.

Психология формируется рука об руку с различными научными дисциплинами. Исследования, основанные на природной сущности, базируются на основах биологии.

История общества тесно связна с психологической наукой. Развитие высших психических функций напрямую зависело от орудий труда и деятельности, направленной на их изготовление.

Благодаря социологии у общей психологии есть более подробные материалы для изучения человека как существа биосоциального. Общая психология сохраняет самостоятельный предмет своего исследования, несмотря на тесное соприкосновение с другими науками.

Прародителем психологии называют философию. Философские учения способствовали появлению психологических трудов. В изучении личности общая психология опиралась на выводы философов о деятельности человека, его природе сознания и специфике бытия.

В этом видео вы узнаете об основах общей психологии:

Что изучает психология: особенности дисциплины

Психология — это наука, изучающая волю человека, внимание, сознание, функции памяти и особенности поведения. Память можно назвать аналогом запоминающего устройства, которое может быть как постоянным, так и кратковременным. В модернизированной психологии принято выделять следующие разновидности памяти:

  1. Эмоциональную. Человеку свойственно на протяжении продолжительного отрезка времени сохранять воспоминания о пережитых чувствах.
  2. Образную. Увиденный когда-то образ может всплыть в памяти даже несколько десятков лет спустя.
  3. Осязаемую, включающую информацию о тактильном контакте.
  4. Двигательную. С ее помощью водитель транспортного средства доводит до автоматизма управление транспортным средством, а танцор безупречно выполняет заученную однажды последовательность движений.
  5. Слуховую и зрительную.

Память является сложным тяжелым процессом, который необходим для передачи знаний и накопленного опыта от поколения к поколению. Однако в случае болезненных воспоминаний подсознание человека может стереть их с целью свести до минимума влияние стресса. Не менее трудным для понимания является понятие внимания, позволяющего субъекту сосредоточиться на наблюдении либо выполнении требующих особой аккуратности задач.

Посредством длительной аналитической работы и практических экспериментов психологам удалось выявить следующие разновидности внимания:

  1. Переключаемое (непостоянное внимание).
  2. Распределенное (позволяющее контролировать несколько процессов одновременно).
  3. Избирательное (когда присутствует возможность выбрать один из объектов для наблюдения).

Психология — это наука, изучающая причины и факторы, благодаря которым сформировались те или иные паттерны восприятия и шаблоны в поведении человека и животных. Дисциплина отличается весьма обширным спектром интересов, включающих в себя формирование психических процессов личности (когнитивные способности, восприятие на уровне звуков, запахов и цветов), психических свойств (таких, как характер, темперамент, активность), сознательных и бессознательных процессов и законов высшей нервной деятельности.

Психология призвана научить людей правильно себя вести

Что волнует человека, попавшего в коллектив, в первую очередь? Сможет ли он сосуществовать в нём без конфликтов, комфортно ли ему будет работать бок о бок с новыми людьми и удастся ли сплотить весь коллектив. В любом коллективе есть лидер, развито соперничество и сотрудничество, и от того, как будут построены взаимоотношения, будет зависеть микроклимат в коллективе.

Социальная психология

Благодаря психологической науке можно понять, почему происходит паника, как её можно предотвратить, какие необходимо совершить действия, чтобы избежать лишних жертв при пожарах и крушениях, как правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Важно понять, насколько развита сплочённость коллектива, чтобы выполнить определённое действие. В классном коллективе школы важно знать, кто может стать организатором и лидером. Очень важно, чтобы этот человек обладал положительными качествами личности. Чтобы учитель правильно сумел организовать учебный и воспитательный процесс, он должен знать основы психологии того возраста, с каким он работает. В этих важных вопросах педагогики и воспитания большую помощь оказывает психология. Она может дать нужный совет, как вести себя в разных ситуациях.

Виды психологии

Помимо большого количества специализированных направлений психология делится на две большие составляющие части:

  1. Академическая. Это наука, ключевая задача которой – понять психику человека ради достижения объективного знания. Академическая психология изучает поведение людей и создаёт теоретический научный базис, призванный объяснить все психологические феномены и выявить взаимосвязи между ними.
  2. Прикладная. Данный раздел психологии направлен на получение практических результатов. Здесь исследуются способы влиять на психическое состояние человека с целью улучшения жизни, повышения его продуктивности и уровня счастья. Прикладную психологию используют в своей работе психотерапевты, психиатры, преподаватели, тренеры и прочие специалисты, помогающие людям развиваться, совершенствоваться и решать проблемы.

Чтобы лучше понять, чем отличаются академическая и прикладная психология, рассмотрим каждый раздел подробнее.

Академическая психология

Это фундаментальная наука, исследования которой носят чисто научный характер и изначально не направлены на получение практических результатов. При исследовании определенного психического процесса ставится задача изучить его и понять, найти взаимосвязь с другими процессами.

Академическая психология характеризуется тем, что:

  • исследует и объясняет психические процессы, ищет закономерности;
  • не ищет и не изучает способы воздействия на эти процессы;
  • создаёт теоретическую базу для дальнейших исследований в рамках прикладной психологии.

Несмотря на эти особенности, академическая психология занимается некоторыми прикладными исследованиями, если они представляют теоретический интерес. Благодаря этому могут быть обнаружены способы влияния на психические процессы, которые в дальнейшем найдут практическое применение в других областях.

Прикладная психология

Поскольку прикладная психология направлена на получение практических результатов в различных сферах человеческой деятельности, она включает большое количество направлений. Её основными областями являются:

  1. Психодиагностика. Распознавание и анализ психологических особенностей человека.
  2. Психокоррекция. Воздействие на выявленные отклонения в психике для приведения её в соответствие с возрастными и иными нормами.
  3. Консультирование. Психологическая помощь здоровым людям, испытывающим временные трудности из-за жизненных обстоятельств.
  4. Психотерапия. Психологическая помощь здоровым людям с личностными расстройствами.

К прикладной психологии относятся области, направленные на оказание помощи тем, кто в ней нуждается. Обычно это люди, которые:

  • оказались в сложной жизненной ситуации;
  • планируют строить бизнес;
  • испытывают сложности в общении;
  • переживают кризис личных или семейных отношений;
  • обеспокоены поведением собственных детей;
  • испытывают упадок сил, депрессию, раздражительность;
  • страдают от фобий и панических атак;
  • пытаются избавиться от вредных привычек;
  • желают сменить профессию.

Все перечисленные проблемы и жизненные ситуации находятся в компетенции прикладной психологии. В большинстве перечисленных случаев уместна консультация у психотерапевта.

Методы психологии

Чтение на природе

Все применяемые в психологии методы делятся на две большие группы:

  1. Эмпирические. Данная группа включает сбор и интерпретацию имеющихся фактов, статистический анализ больших объемов данных и поиск закономерностей.
  2. Экспериментальные. Эти методы основываются на искусственном моделировании различных ситуаций в исследовательских целях. В данную группу входят, например, социальные эксперименты.

С целью сбора данных, пригодных для исследования и анализа, применяются такие методы как:

  • наблюдение – изучение эмоций и реакций человека;
  • самонаблюдение – осмысленное изучение собственного восприятия, эмоций, реакций, желаний и прочих психических процессов;
  • собеседование – беседа с человеком, позволяющая получить от него информацию, недоступную для наблюдения;
  • эксперимент – целенаправленное моделирование ситуации, позволяющей получить необходимую информацию о психике испытуемого;
  • опрос – выявление индивидуальных психологических особенностей испытуемого при помощи заранее сформулированных вопросов;
  • тестирование – оценка психологических качеств при помощи заранее подготовленных тестов, для которых уже разработан механизм интерпретации реакций и ответов испытуемого;
  • биографическое исследование – анализ жизненного пути человека, позволяющий определить особенности его психики, построить относительно точный прогноз на дальнейшую жизнь и дать рекомендации по её улучшению.

В прикладной психологии перечисленные методы обычно комбинируются, чтобы провести максимально точный и всесторонний анализ психики испытуемого. Например, практически каждый человек хотя бы однажды устраивался на работу и проходил при этом собеседование и тестирование. А психотерапевты комбинируют такие методы как собеседование, наблюдение и биографическое исследование, а также предлагают клиенту провести самонаблюдение в определенных ситуациях.

Методы психологии Ананьева Б. Г.

Классификация методов психологического исследования использует разные основания, различные психологические направления и школы неодинаково трактуют методы и методики. Развернутая и многоплановая классификация методов исследования в психологии была сформирована классиком отечественной психологии Б. Г. Ананьевым. В соответствии с использованием на разных стадиях исследования он выделил несколько групп методов:

  1. Организационные методы психологии, которые являются основной исследования в целом, всей его методологии. Сюда можно включить:
    • сравнение, которое имеет различные варианты (сопоставляться может, например, результат нескольких испытуемых, групп, производится сравнение показателей, которые можно получать по одинаковым (или различным) методикам в рассматриваемые промежутки времени (например, поперечные срезы);
    • лонгитюдный метод, который построен на длительном по времени отслеживании психического развития, изменения одинаковых параметров у одной и той же группы. Он представляет собой «продольный срез» во времени, который аналогичен логике формирующего исследования;
    • комплексный метод, заключающийся в системе двух предыдущих способов познания, в междисциплинарном характере подходов, методов и методик.
  2. Эмпирический метод, посредством которого добываются факты, проводят само исследование. Эти методы – самая обширная и разветвленная группа.
  3. Обработка полученных результатов в виде органичного единства количественного и качественного, статистического и содержательного анализа. Этот метод всегда творческий, поисковый процесс, который предполагает выбор максимально адекватных и чувствительных математических средств.
  4. Интерпретационные методы, концентрирующиеся на теоретическом объяснении, психологической трактовке исследуемого явления или свойства. Здесь всегда есть комплексный (в виде системы) набор соответствующих вариантов генетического, функционального и структурного метода, которые замыкают общий цикл психологического исследования.

Классификацию, разработанную Ананьевым, нельзя считать исчерпывающей, поэтому в следующих частях статьи будут описаны некоторые самые распространенные методы психологии.

Эксперимент в качестве основного метода психологии

Эксперимент по праву считают основным методом современной психологии. Он исторически находился у ее истоков, но по причине специфики своего предмета психология так и остается наукой в значительной степени описательной. Не над всем в психике можно провести эксперимент в соответствии с его классическим, научным пониманием. Так, работу психотерапевта или психоконсультанта не всегда можно считать собственно экспериментальной. Особенную роль экспериментального метода характеризуют его несомненные преимущества:

  • возможность задействовать у испытуемых любой интересующий исследователей процесс, свойство или состояние (например, нет необходимости ждать проявления воли или эмоции, создавая для этого искусственные условия, которые предусматривает эксперимент);
  • предварительное выделение всех предполагаемых условий, которые влияют на исследуемое явление, возможность их планомерного изменения (увеличение, уменьшение, исключение, то есть целенаправленная организация и изменение течения исследуемого процесса);
  • возможность достоверного выявления меры влияния каждого из управляемого варьирования факторов, то есть обнаружение объективных закономерностей, связей и зависимостей. Это путь от живого явления, фактов до познания сущности;
  • строгая количественная обработка и трактовка полученных эмпирических материалов, математическое описание и моделирование исследуемых явлений в целом.

Перечисленные преимущества метода эксперимента неизбежно ведут и к его основной трудности в виде ограничения. Как психическая, так и внешняя работа испытуемого в экспериментах протекает как бы искусственно, в навязанном порядке, непривычных условиях. Человек может знать, что это не реальная практика, а только эксперимент, который, к примеру, по его желанию можно всегда прекратить. Отсюда проявляется неизбежная методологическая проблема исследования адекватности, корректности и надежности переноса результатов эксперимента на практическую деятельность.

В соответствии с различными основаниями можно рассмотреть большое количество видов эксперимента, включая аналитические и синтетические, констатирующие и формирующие, психолого-педагогические, моделирующие, обучающие, лабораторные, полевые и др. Особенное место в этом перечне занимает естественный эксперимент, который впервые предложил русский психолог А. Ф. Лазурский.

Сущность естественного эксперимента состоит в протекании исследуемой деятельности испытуемого в привычных для него условиях. Испытуемый не знает об эксперименте, подвергаясь строго дозированному экспериментальному воздействию через изучаемые условия и факторы.

Организация и проведение подобного типа экспериментов связано с большими сложностями по причине противоречивого соединения «экспериментальности» и «естественности». Наряду с этим значительно упрощается перенос полученных лабораторных выводов в реальную практику.

По некоторым объективным и субъективным причинам современная психология становится все менее экспериментальной наукой. В больше мере среди используемых методов психологического исследования применяются тесты, опросы, интервью. Часто неоправданно экспериментом называют любое вносимое во что-то новшество, включая неконтролируемые изменения. Забвение эксперимента значительно обедняет методики и теорию психологии, упрощая и искажая понимание ее предмета.

Методы исследования психологии

Психология — это наука, которая оперирует определенными средствами и приемами, позволяющими не только выстроить научную теорию, но и выработать практические рекомендации. Изначально психология использовала методы, полученные другими точными и естественными научными дисциплинами, а также: умозрительные рассуждения, интроспекцию (самонаблюдение) и наблюдение за особенностями поведения людей и представителей животного мира.

Полученный при помощи подобных методов анализ нельзя было считать объективным, поэтому для расширения категориального аппарата был добавлен ряд исследовательских методов. В результате эксперимента, проводимого в рамках определенных внешних условий, удается выяснить массу полезной информации, касающейся жизнедеятельности испытуемого. Эксперименты бывают пилотажными (пробными), психолого-педагогическими, естественными и лабораторными.

Перед началом эксперимента исследователь должен поставить перед собой конкретную задачу, для поиска решения которой он и переходит от теории к практическим действиям. В результате серии опытов с изменением различных факторов внешней среды и посредством сопоставления полученных данных специалист стремится получить максимально объективную картину.

Наблюдение

Наблюдение является целенаправленным восприятием и фиксацией особенностей поведения испытуемого в памяти исследователя либо на физический носитель. К данному методу прибегают в случаях, когда вмешательство в естественную деятельность невозможно или крайне нежелательно. Наблюдение бывает несистематическим и систематическим, выборочным, сплошным, прямым, лабораторным, полевым, непосредственным и опосредованным.

Для наибольшей эффективности метода наблюдение должно осуществляться группой специалистов и записываться на видеопленку или цифровой носитель. Американская ассоциация психологов разработала своеобразный свод законов этического кодекса, согласно которому существуют определенные правила наблюдения за испытуемыми:

  • исследователь сводит к минимуму вторжение в личное пространство испытуемых;
  • специалист не должен допускать причинение какого-либо ущерба физическому или психическому здоровью испытуемых;
  • конфиденциальная информация об участниках, полученная в результате экспериментов, не подлежит разглашению.

В качестве примера практического использования метода наблюдения можно привести ситуацию с ребенком, которого родители хотят отдать в секцию, но не могут определиться с кружком. В данном случае наилучшим решением будет проследить за малышом, оставив его наедине с кисточками, краской, бумагой, резиновым мячом или конструктором. Если ребенок начнет рисовать, с большой долей вероятности можно предположить, что его заинтересует художественная школа. Выбор в пользу конструктора говорит о техническом складе ума, и юного инженера стоит привести в кружок авто или авиамоделирования. Мячи и ракетки привлекают детей, способных продемонстрировать достойные результаты в различных спортивных дисциплинах.

Самостоятельное наблюдение

Метод представляет собой процесс самостоятельного наблюдения за собственным поведением. Используется для констатации фактов и регистрации в памяти определенных событий, ситуаций и реакций на них. На качество самостоятельного наблюдения влияет самооценка человека. Неуверенные в себе субъекты склонны проявлять гипертрофированное внимание к своим недостаткам и ошибкам, что развивает комплексы и фобии, сложно поддающиеся последующей корректировке. Для адекватного и эффективного самостоятельного наблюдения потребуется:

  • личный дневник для регулярных записей и заметок;
  • сопоставление наблюдаемых результатов с оценками окружающих;
  • избавление от чувства вины, обладающего разрушительным потенциалом.

Для увеличения коэффициента полезного действия в повседневной деятельности стоит взять за правило метод наблюдения, и задействовать его для решения различных задач. К примеру, человеку, желающему отказаться от курения, потребуется в течение дня как можно чаще прибегать к состоянию осознанности. В момент очередного приступа раздражения и злости из-за недостатка никотина стоит задаться вопросом о причинах развития разрушительного пристрастия и способах избавления от него. Первые положительные результаты можно увидеть уже после нескольких недель практики самонаблюдения.

Психологические тесты

Перечисляя существующие методы, использующиеся в данной дисциплине, нельзя не упомянуть о психологическом тестировании. Применяется он часто, поскольку позволяет получить ряд ценных сведений, касающихся личности и поведенческих особенностей индивида. Психологические тесты обязаны быть репрезентативными (соответствовать установленным нормам), достоверными (предоставлять реальные результаты), надежными и валидными. Для создания действительно эффективного теста необходим цикл проб с дальнейшей корректировкой числа вопросов, формулировок и алгоритма вычисления итоговых результатов.

Психологические тесты ориентированы на установление уровня интеллекта человека, его способности выражать вербальным путем усвоенную информацию, а также на получение картины, отображающей поведенческие мотивы, потребности и пути достижения эмоциональной стабильности. На текущий момент многие государственные (муниципальные) и частные работодатели на собеседовании предлагают соискателям пройти тест на профессиональную ориентацию, составленный с учетом специфики предлагаемой вакансии.

Беседы

Психология изучает влияние внешних и внутренних факторов, спровоцировавших формирование той или иной модели поведения. Беседа в письменной либо устной форме считается действенным методом, который относится к разряду наблюдений. Специалист перед общением с испытуемым должен быть вооружен последовательным планом дискуссии и приложить усилия для налаживания контакта. Опрашивающему необходимо следить за формулировкой заданных вопросов, делая их максимально точными и понятными для собеседника.

В задачу исследователя входит фиксация разговора на диктофон или бумагу для дальнейшего анализа. Важно наблюдать реакцию собеседника и делать пометки на полях в случае, если какие-либо вопросы или ответы вызывают выраженную эмоциональную реакцию со стороны опрашиваемого. Для доказательства эффективности беседы в качестве психологического метода можно привести простой пример из повседневной жизни. Многим доводилось, заметив близкого друга или знакомого в состоянии взволнованности и печали, узнать о причине расстройства и поддержать его добрыми словами и практическими рекомендациями. После беседы в теплых тонах опечаленный человек моментально взбадривается и перестает хандрить.

Внушение

Психология — наука, опирающаяся на обширную теоретическую и практическую базу. К методам практической психологии относится внушение. Данным понятием обозначают процесс, в результате которого исследуемый принимает определенные установки на сознательном или подсознательном уровне. Коммуникативное внушение основано на эмоциональном либо вербальном воздействии. Для косвенного внушения необходимы промежуточные раздражители и действия, направленные на достижение и закрепление конкретных поведенческих шаблонов.

Существует отрицательное, положительное, а также намеренное и ненамеренное внушение. К приемам скрытой манипуляции относятся трюизм и предоставление ложной альтернативы. Среди приемов косвенного внушения можно выделить намеки, одобрение и осуждение. На текущий момент метод внушения активно используется для введения человека в состояние транса и в различных гипнотических практиках. На его базе построен принцип неявной манипуляции, задействованный в сфере политики и рекламного бизнеса.

Занимательный факт! Знаменитый эффект Плацебо, когда больной выздоравливает после приема лекарства-пустышки, основан на методе внушения.

Другие методы

К сравнительно-генетическому методу прибегают в случае необходимости сопоставить разные группы, обладающие отличными психологическими критериями. Биографический метод подразумевает анализ продолжительного отрезка жизни испытуемого с выделением факторов, повлиявших на формирование личностных качеств, а также важных факторов и переломных моментов, способствующих изменению поведенческой структуры.

Метод психологического моделирования считается самым безотказным и лучшим способом проверить, как тот или иной человек поведет себя в случае необоснованной критики в свой адрес будет подойти к нему и обвинить его в том, что он не совершал. Однако применять его на практике настоятельно не рекомендуется, если исследователь желает сохранить нормальные отношения с испытуемым.

Значение психологии в жизни человека

Уже в раннем детстве происходит формирование личности. Каждый человек впитывает в себя информацию из окружающего мира. Под влиянием этих знаний формируется характер человека. На жизненном пути каждый индивидуум встречает немало проблем. В зависимости от характера и желания человек может справиться с трудностями или, наоборот, покориться судьбе.

Большое значение во всевозможных проблемных ситуациях имеет самоконтроль. Если индивид умеет контролировать свои эмоции, его тяжело вывести из равновесия. Такая личность знает, как вести себя в обществе, как нравиться людям, добиваться желаемого результата.

Существуют простые правила, соблюдая которые можно легко добиться успеха:

  • необходимо научиться разбираться в людях;
  • со всеми окружающими нужно сохранять хорошие отношения;
  • всегда необходимо уважать интересы других членов общества;
  • нельзя опускать руки перед трудностями;
  • бороться за свои интересы нужно в любой ситуации;
  • не стоит постоянно винить себя за ошибки и часто вспоминать свои неудачи;
  • чтобы добиться успеха, нужно постоянно что-то делать;
  • нельзя бояться совершать поступки и брать на себя ответственность.

Люди по-разному себя ведут, попадая в незнакомую ситуацию. Некоторые начинают предпринимать активные действия. Более робкие и мнительные индивиды, наоборот, могут упасть духом. Разная реакция на одинаковую ситуацию объясняется индивидуальными особенностями личности, воспитанием, образованием, моральной закалкой.

Морально неподготовленный индивид не знает как правильно себя вести, встретившись с опасностью. Вместо того, чтобы действовать или, спасаясь, убегать, он может потерять ясность мысли, стать полностью неподвижным и уязвимым.

Для того чтобы индивидуум смог справиться с различными бедами, которые с высокой долей вероятности попадутся ему на жизненном пути, нужно подготовиться к негативным ситуациям, закалить психику и волю. Выполнить эту задачу можно с помощью знаний из области психологии. Если человек психологически готов к любым неприятностям, его ничем не испугать, он может адекватно среагировать на опасность и правильно действовать в любой ситуации.

Психические процессы

Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.

Особенность психических процессов состоит в том, что они наиболее кратковременные, быстропротекающие, т.е. являются актуальным откликом на происходящее. Например, пока на организм действует какой-либо раздражитель (допустим, человек слышит музыку), соответствующие анализаторы воспринимают информацию и передают ее в мозг. Если раздражитель прекратит свое воздействие (музыку выключат), то и ощущения прекратятся, ведь воспринимать будет нечего.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. На их основе формируются определенные состояния, знания, умения, навыки.

Виды психических процессов:

1) Познавательные психические процессы:

— ощущение;

— восприятие;

— память;

— внимание;

— мышление;

— воображение;

— речь.

2) Эмоционально-волевые психические процессы:

— эмоции;

— воля.

Стоит отметить, что выделение конкретных психических процессов весьма условно. Большинство психологов считает, что эти процессы тесно взаимосвязаны, и даже сливаются в один единый целостный процесс – психику.

Психология памяти человека

Особое значение в психологии человека занимает память. Благодаря запоминанию информации, каждый индивид развивается, обучается, становится личностью. В основе памяти лежит свойство нервных клеток изменяться под влиянием раздражителей и надолго сохранять следы нервного возбуждения. В нейронах происходят различные биохимические изменения. Когда память оживляется, происходит возбуждение нервных клеток даже при отсутствии раздражителя.

Психология памяти тесно связана со свойствами воды. Ведь человеческий организм на 80 процентов состоит из жидкости. Вода может помнить состояния, в которых ранее пребывала. Подобный процесс возможен, благодаря способности жидкости поглощать, а также трансформировать и перераспределять энергию.

Методы психологического воздействия на людей

Социум состоит из людей, которые постоянно между собой общаются. Осознанно или нет, но все они воздействуют друг на друга. Существуют различные способы влияния на окружение.

Методы воздействия на человека:

  1. Заражение — способ основан на передаче эмоций от одного индивидуума другому. Если кто-то паникует или плачет, то у всех портится настроение. «Заразиться» можно как негативными, так и позитивными эмоциями, например, смехом, радостью, весельем.
  2. Внушение — индивиду внушают поступать так, как кто-то хочет. Внушение происходит с помощью слов, жестов, действий. У каждого индивидуума разная внушаемость. Мнительные люди и дети до 13 лет легче поддаются внушению, чем независимые личности.
  3. Убеждение — индивида убеждают поступать так, а не иначе с помощью логических размышлений. Чем выше интеллект человека, тем тяжелее его переубедить. В процессе убеждения важно вызвать доверие. Если собеседник сомневается в правдивости доводов, убедить его в чём-либо невозможно.
  4. Подражание — осознанно или бессознательно индивид старается скопировать манеру поведения другого человека. Обычно примером для подражания являются успешные, знаменитые и богатые личности.

Многими людьми используется ещё один способ воздействия на индивидуума. Его название – манипуляция. С помощью этого метода манипулятор получает желаемое, а у оппонента сохраняется иллюзия самостоятельно принятых решений. Ещё Аристотель говорил, что успех воздействия зависит от того, кто, кому и что говорит.

Психология личности — это увлекательная наука. Понять её основы может любой. Правда, применить на практике знания удаётся далеко не всем. Помочь разобраться во всех нюансах психологической дисциплины поможет опытный психолог.

Какие книги по психологии помогут новичку?

Для того чтобы самостоятельно изучить психологию человека, нужно прочитать книги подобной тематики. Психология человека изучается с азов. Прежде чем понять сложные научные выводы, нужно выучить основные термины и определения. Такую информацию можно найти в учебниках первого курса по психологии. После освоения терминологии можно перейти к изучению работ классиков — З. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера, К. Хорни, Э. Фромма.

Самые известные авторские произведения по психологии: Экман Пол «Узнай лжеца по выражению лица», Н.В. Батурин «Как управлять эмоциями», Мартин Селигман «Путь к процветанию», Дэн Ариели «Вся правда о неправде», Элис Мьюир «Уверенность в себе». Кроме книг есть много интересных журналов: «Экспериментальная психология», «Российский психологический журнал», «Экзистенциальная и гуманистическая психология».

Психологию нужно изучать по книгам. Полученные знания рекомендуется закреплять на практике. Прежде чем советовать людям, психолог должен поработать над собой, изменить свой характер и поведение. Вначале следует изучить самого себя. Для того чтобы суметь помочь другим, будущему психологу нужно самостоятельно преодолеть свои фобии, избавиться от собственных комплексов и проблем.

Интересные факты в психологии

Знания о психологии человека способствуют личностному росту, помогают наладить хорошие отношения с окружающими людьми, добиться успехов в профессиональной сфере. Научные достижения в этой области приоткрывают дверь в мир нового и непознанного, позволяют понять причины, побудившие индивидуумов поступать так, а не иначе.

Подборка интересных психологических фактов:

  1. Человек чувствует себя счастливым, если его мозг постоянно чем-то занят. Ничто так не удручает, как отсутствие новой информации и возможности переключать своё внимание с одной темы на другую.
  2. Мозг работает даже во время сна. Проснувшись утром, человек помнит лишь то, что для него действительно важно.
  3. Серое вещество всегда сигнализирует о возможной опасности. Правда, некоторые сигналы люди склонны игнорировать, полагаясь на везение.
  4. Если человек хочет заняться чем-то новым, ему нужно около двух месяцев, чтобы привыкнуть. Спустя 60 дней любое новшество будет доведено до автоматизма и не вызывать дискомфорта.
  5. Люди, которые по ночам видят страшные сновидения, как правило, во сне мёрзнут.
  6. Для того чтобы избавиться от тревожных мыслей, рекомендуется почитать новую книгу. Она поможет переключить внимание лучше, чем музыка, спорт, алкоголь или просмотр кинофильмов.
  7. Если человек надеется получить слишком много, то он очень болезненно воспринимает неудачу. Чем скромнее планы, тем спокойнее реакция на поражение.
  8. В незнакомом месте люди держатся правой стороны. Очередь слева всегда короче той, что справа.
  9. Люди более охотно нарушают порядок, если видят признаки царящего вокруг беспорядка.
  10. Индивиды неохотно вступают в спор со спокойным человеком. Их больше привлекают слишком эмоциональные противники.
  11. Чем дольше люди спят, тем меньше они подвержены риску психического расстройства.
  12. Для того чтобы установить с кем-либо хорошие отношения, нужно назвать его имя.
  13. Что сделать, чтобы быстро заснуть: нужно лечь на спину, закрыть глаза, закатить зрачки вверх. Именно в таком положении людей одолевает сон.
  14. В дискуссии часто побеждает тот, кто кричит громче остальных. Хотя зачастую слишком эмоциональный спорщик бывает неправ.
  15. Малокомпетентные люди чаще добиваются высот, потому что неспособны оценить масштаб и последствия своих ошибок. Они отличаются твёрдолобостью, их не мучает совесть, они ведут себя слишком самоуверенно — опять же в силу своего непрофессионализма.
  16. Преступниками редко становятся красивые люди. Они и так получают всё, чего хотят от жизни — за счёт своего обаяния или просто за чужой счёт.
  17. Люди, которые заняты разрешением какой-то проблемы, часто не видят, что у них происходит под носом.
  18. Собеседники могут смотреть друг другу в глаза лишь пару секунд. Пристальный взгляд свидетельствует о влюблённости или о скрытой агрессии.
Источники

  • https://dnevnik-znaniy.ru/psixologiya/chto-takoe-psixologiya.html
  • https://ProPanika.ru/psihologiya/chto-eto-za-nauka-psihologiya-chto-izuchaet-i-dlya-chego-ispolzuetsya/
  • https://dizzwizz.ru/psihika/psihoanaliz/psihologiya-kak-nauka.html
  • https://vyuchit.work/samorazvitie/obshhaya-psihologiya-eto.html
  • https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/obschaja-psihologija/vidy-metodov-psihologii/
  • https://psihomed.com/metodyi-psihologii/
  • https://4brain.ru/psy/obshhaja-psihologija.php
  • https://spravochnick.ru/psihologiya/metody_obschey_psihologii/
  • https://urologia.msk.ru/main/psixologiya/obshhaya-psixologiya
  • https://www.grc-eka.ru/eto/obshhaya-psixologiya.html
  • https://ProPanika.ru/psihologiya/vsyo-o-psihologii-cheloveka/
  • https://impsi.ru/general-psychology/predmet-obshhej-psihologii-psihicheskie-yavleniya-protsessy-svojstva-sostoyaniya/
  • https://BroDude.ru/12-psihologicheskih-terminov-znachenie-kotoryh-ty-dolzhen-znat/

[свернуть]