Как развить творческие способности, уделяя занятиям 20 минут в день

(Оцените статью)
Загрузка...
3 0

Учимся черпать вдохновение и видеть необычное в повседневной жизни.


                                    Как развить творческие способности, уделяя занятиям 20 минут в день

Быть творческим не значит уметь красиво рисовать, играть на музыкальных инструментах или создавать шедевры архитектуры. Это значит мыслить нестандартно, креативно. О том, как развить творческие способности в любом возрасте, я расскажу в этой статье.

Методы для взрослых

Чем старше становится человек, тем сложнее ему открывать творчество в себе. Все дело в нейронных связях мозга. Мы учимся мыслить и действовать по шаблону, который закрепляется в нашем сознании. Разорвать его и научиться делать по-другому – непростая, но вполне реальная задача.

Займитесь фрирайтингом

Это упражнение заключается в простом записывании своих мыслей после пробуждения. Достаточно всего 5 минут. Рекомендуется писать от руки на бумаге или в заметках на телефоне.

Можно рассказать свой сон, описать самочувствие, выдуманную историю или переживания. Как и все техники из подборки, фрирайтинг не имеет никаких рамок. Пишите с ошибками, без знаков препинания, с матерными словами или без них. Ваша главная задача – не думать, о чем писать.

Объем: 750 слов. Если мы возьмем обычную тетрадь, то это примерно 3 страницы.

Такое упражнение позволяет нам очистить мозг от ненужных мыслей, освобождая место для более оригинальных.

Играйте в ассоциации

Объединяя между собой два образа, человек создает что-то новое, что и является творчеством. Можете придумывать ассоциации случайно или логически.

Как играть в случайные ассоциации:

  1. Откройте словарь или книгу и наугад выберите слово.
  2. Выпишите его на бумагу.
  3. Затем повторите свои действия.

В результате у вас на листе окажется два слова, выбранных случайно. Подумайте, как можно их связать. Не ограничивайте себя, фантазируйте. Со временем ваш мозг научится придумывать ассоциации быстрее и оригинальнее.

Логические ассоциации:

  1. Выберите любой предмет из своего окружения.
  2. Начните записывать нестандартные способы его применения.

Например, вы выбрали подушку. Список применений может выглядеть так:

  • спать;
  • кричать, чтобы выпустить гнев;
  • использовать как оружие в битве;
  • обнимать, когда грустно;
  • танцевать, представляя, что это партнер и т. д.

Записывайте самые бредовые идеи. Потратьте на это 20 минут и напишите столько способов, сколько придет в голову.

Еще один вариант ассоциаций:

  1. Выберите любой предмет или слово.
  2. Представьте, что это аббревиатура.
  3. Придумайте, какие слова там зашифрованы.

Рассмотрим на слове «окно». Каждая буква – это отдельное слово, но они должны быть связаны, например: «очень красивый, но опасный».

Станьте амбидекстром

Амбидекстрия – это способность писать обеими руками.

Как вы знаете, за правую руку отвечает левое полушарие мозга, обеспечивающее аналитическое мышление. За левую – правое полушарие, оно нам необходимо для воображения и создания сложных образов. Учась писать левой рукой, мы тренируем эту часть мозга.

Начните с привычных бытовых дел: мытье посуды, чистка зубов, расчесывание. Затем переходите на рисование (каляки-маляки тоже считаются).

Если вы левша, но творческих способностей нет, то развивайте правую руку. Ваше левое полушарие активизируется, что повлияет на общую деятельность мозга.

Вызывайте вдохновение, а не ждите его

Муза не приходит сама по себе – это результат определенной деятельности мозга. Обычно вдохновение мы чувствуем, когда в голове уже созрел образ или идея. Их можно вызвать самостоятельно, просто начав:

  • читать литературу на интересующую вас тему;
  • смотреть интервью людей, развивающихся в вашей сфере;
  • рассматривать примеры работ других творческих личностей.

Любые мысли, возникающие в ходе этих действий, записывайте в блокнот. Даже если они абсурдные.

Альберт Эйнштейн однажды сказал: «Если в первый момент идея не кажется абсурдной, она безнадежна».

Также советую статью о том, как найти вдохновение.

Даже самые оригинальные произведения искусства созданы из чего-то. Все создатели черпают вдохновение в природе, окружающих людях, сказках, легендах и на основании этого делают свой продукт. Например, Джоан Роулинг, известная благодаря серии книг о волшебнике Гарри Поттере, использовала мифологию древнего мира, образы своих знакомых и даже собственную депрессию, чтобы создать вселенную.

Метод Торренса

Подойдет всем, кто любит рисовать. Вам нужно взять листик бумаги и начать изображать дудлы – однотипные фигуры простой формы. Заполните весь лист кругами, крестами, квадратами, овалами и подобными изображениями. Затем посмотрите на полученный рисунок и начните его дополнять, включив фантазию.

Каждую фигурку можно превратить во что-то реальное или фантастическое. Например, из квадрата сделать окно, из треугольника – крыло дракона. Этот метод активизирует фантазию, а также упорство. Вам придется искать неочевидные идеи, что хорошо развивает креативность.

Также вам будет полезно узнать, как развить воображение.

Медитируйте ежедневно

Не обязательно скручиваться в позу лотоса и ждать прозрения, достаточно 5-10 минут в день провести в удобном положении, медленно дыша. Можете вслушиваться в звуки природы или спокойные мелодии.

Медитации – это всегда взгляд изнутри на свое состояние. Вы начнете лучше понимать свои эмоции, станете более восприимчивым к окружающему миру. Это откроет в вас творческий потенциал. Часто оригинальные идеи приходят людям именно после медитаций.

100 идей за час

Своеобразная модификация мозгового штурма – идеально для развития творческих способностей у взрослых. Вы ограничиваете себя по времени и количеству идей, которые нужно придумать. Однако сами идеи могут быть абсолютно любыми – вы не должны оценивать, реальны они или нет.

Например, нужно за час придумать 100 применений телевизора. Первые варианты будут очевидными: смотреть передачу, слушать музыку. Но затем появится новый взгляд: использовать как доску для серфинга, следить в отражении за рядом сидящим человеком и т. д.

А что, если…

Задайте себе вопрос, начинающийся с фразы «А что, если…». Например: «А что, если все люди научатся телекинезу?».

Теперь продумайте ответ, описав максимально широко, что будет происходить в окружающем мире. Придумайте, какой станет жизнь через час, год или сто лет, если вдруг у всех людей возникнет такая способность. Это не только развлечет вас, но и усилит творческое начало.

Важный совет: используя любую практику, отключайте внутреннего критика. Не оценивайте результат своей работы, а представьте процесс как игру.

Методы для детей

Развитие творческих способностей у детей проходит намного легче, чем во взрослом возрасте. Главные правила:

  • заниматься по расписанию;
  • не отвлекаться на гаджеты и телевизор;
  • выделить для творчества отдельный уголок.

Креативное мышление быстрее всего формируется у детей дошкольного возраста. Если начать занятия с ребенком как можно раньше, то он быстрее найдет сферу, которая ему интересна, и будет развиваться в ней. Советую статью о том, что такое арт-терапия и чем она полезна детям.

Упражнения по возрасту

У малышей нервная система еще развивается. В зависимости от возраста меняются ее особенности, соответственно, подход к творческому развитию должен быть разным.

  1. От 1 до 2 лет – младший дошкольный возраст. Обязательны музыкальные занятия: попытки танцевать, пение мамы, прослушивание песен. Также нужно учиться держать карандаш, кисточку и другие инструменты для рисования.
  2. От 3 до 4 лет. Наблюдается пик творческой активности. Нужно много рисовать, пытаясь изобразить предметы реалистично.
  3. От 5 до 6 лет – старший дошкольный возраст. Дети начинают проявлять интерес к определенным занятиям. Родителям нужно отследить их и дать возможность развиваться в выбранном направлении.
  4. От 7 до 8 лет – младший школьный возраст. Детям уже интересны концерты, театр – стоит хотя бы раз в неделю водить их на подобные мероприятия.

Развитие в этот период происходит быстро, поэтому родителям будет легко понять, в какой области ребенок проявляет лучшие способности.

Перечень творческих занятий с детьми

Все хорошие упражнения давно известны людям:

  • рисование;
  • лепка;
  • аппликации;
  • музыка (пение, танцы);
  • театр, перевоплощения;
  • чтение.

Старайтесь научить ребенка креативности. Если рисовать, то нестандартно: зубной щеткой или губкой для мытья посуды. Если читать, то собственный рассказ, придуманный вместе с родителями.

Творческое развитие детей с ОВЗ

Свои особенности занятия творчеством имеют и у детей с ОВЗ. При ограниченных возможностях здоровья нужно подбирать техники, доступные малышу, чтобы он чувствовал себя полноценным и справлялся с трудностями. Очень популярны:

  • лепка из пластилина и пластилинография;
  • создание коллажей из сыпучих материалов;
  • рисование руками без использования инструментов;
  • аппликации из природных и подручных материалов.

Также полезны антистрессовые и развивающие доски, как популярные бизиборды.

Так как детям с ОВЗ важны методы развития творческих способностей, направленные на реабилитацию, я рекомендую посетить с малышом специализированный центр, где работают профессионалы. Первое время родители могут наблюдать, узнавать подробности, а затем заниматься с ребенком самостоятельно по такому же принципу.

Методы для подростков

Это уже не дети, но еще не взрослые – особая возрастная категория. Упражнения для развития у подростков творческих способностей являются чем-то средним между детскими и взрослыми методами.

Предлагаю 5 интересных практик.

  1. Собственная история. Это как игра в ассоциации. Выберите с ребенком два слова случайным образом и попробуйте придумать историю, объединяющую их.
  2. Нарисованные фантазии. Предложите подростку нарисовать что-то необычное. Животное, растение или машину. Пусть он изобразит их, как сам пожелает. Затем расспросите, что умеет нарисованный объект, чем он особенный.
  3. Оригинальные свойства. Выберите предмет из окружающей среды. Начните обсуждать его свойства. Например, дерево – большое, высокое, твердое, зеленое. Затем, наоборот, придумайте слова, которые никак нельзя применить к дереву. К примеру, ленивое.
  4. Актеры дубляжа. Включите любимый фильм, но без звука. Попробуйте всей семьей или вдвоем с подростком озвучивать героев. Также можно придумывать озвучку для коротких видео.
  5. Умные записи. Купите подростку блокнот, соответствующий его стилю в одежде и увлечениям. Предложите записывать в нем все мысли, которые приходят ему в голову.

Также посмотрите видео с 15 идеями развития творческих способностей, идеально подходящими подросткам:

Подростки уже стремятся заниматься сами. Поэтому не стоит приходить к ним в комнату и заставлять развивать творческие навыки. Лучше показать, как это делать, на своем примере. Например, нарисовать фантастический рисунок и продемонстрировать ребенку, спросить его мнение. Если ему станет интересно – предложить сделать так же.

Заключение

Успех занятий зависит от их регулярности. Я рекомендую заниматься каждый день по 20 минут. Выбирайте разные упражнения, чтобы попробовать, какое из них подойдет вам больше. Например, я люблю записывать мысли по утрам и играть в ассоциации со своими друзьями.

Надеюсь, что в статье вы нашли подходящий способ развить творческие способности. Поделитесь в комментариях, что хотите попробовать?

Источники

  • http://vsvoemdome.ru/psihologiya/samorazvitie/kak-razvit-tvorcheskie-sposobnosti

[свернуть]