Учимся черпать вдохновение и видеть необычное в повседневной жизни.
Быть творческим не значит уметь красиво рисовать, играть на музыкальных инструментах или создавать шедевры архитектуры. Это значит мыслить нестандартно, креативно. О том, как развить творческие способности в любом возрасте, я расскажу в этой статье.
Методы для взрослых
Чем старше становится человек, тем сложнее ему открывать творчество в себе. Все дело в нейронных связях мозга. Мы учимся мыслить и действовать по шаблону, который закрепляется в нашем сознании. Разорвать его и научиться делать по-другому – непростая, но вполне реальная задача.
Займитесь фрирайтингом
Это упражнение заключается в простом записывании своих мыслей после пробуждения. Достаточно всего 5 минут. Рекомендуется писать от руки на бумаге или в заметках на телефоне.
Можно рассказать свой сон, описать самочувствие, выдуманную историю или переживания. Как и все техники из подборки, фрирайтинг не имеет никаких рамок. Пишите с ошибками, без знаков препинания, с матерными словами или без них. Ваша главная задача – не думать, о чем писать.
Объем: 750 слов. Если мы возьмем обычную тетрадь, то это примерно 3 страницы.
Такое упражнение позволяет нам очистить мозг от ненужных мыслей, освобождая место для более оригинальных.
Играйте в ассоциации
Объединяя между собой два образа, человек создает что-то новое, что и является творчеством. Можете придумывать ассоциации случайно или логически.
Как играть в случайные ассоциации:
- Откройте словарь или книгу и наугад выберите слово.
- Выпишите его на бумагу.
- Затем повторите свои действия.
В результате у вас на листе окажется два слова, выбранных случайно. Подумайте, как можно их связать. Не ограничивайте себя, фантазируйте. Со временем ваш мозг научится придумывать ассоциации быстрее и оригинальнее.
Логические ассоциации:
- Выберите любой предмет из своего окружения.
- Начните записывать нестандартные способы его применения.
Например, вы выбрали подушку. Список применений может выглядеть так:
- спать;
- кричать, чтобы выпустить гнев;
- использовать как оружие в битве;
- обнимать, когда грустно;
- танцевать, представляя, что это партнер и т. д.
Записывайте самые бредовые идеи. Потратьте на это 20 минут и напишите столько способов, сколько придет в голову.
Еще один вариант ассоциаций:
- Выберите любой предмет или слово.
- Представьте, что это аббревиатура.
- Придумайте, какие слова там зашифрованы.
Рассмотрим на слове «окно». Каждая буква – это отдельное слово, но они должны быть связаны, например: «очень красивый, но опасный».
Станьте амбидекстром
Амбидекстрия – это способность писать обеими руками.
Как вы знаете, за правую руку отвечает левое полушарие мозга, обеспечивающее аналитическое мышление. За левую – правое полушарие, оно нам необходимо для воображения и создания сложных образов. Учась писать левой рукой, мы тренируем эту часть мозга.
Начните с привычных бытовых дел: мытье посуды, чистка зубов, расчесывание. Затем переходите на рисование (каляки-маляки тоже считаются).
Если вы левша, но творческих способностей нет, то развивайте правую руку. Ваше левое полушарие активизируется, что повлияет на общую деятельность мозга.
Вызывайте вдохновение, а не ждите его
Муза не приходит сама по себе – это результат определенной деятельности мозга. Обычно вдохновение мы чувствуем, когда в голове уже созрел образ или идея. Их можно вызвать самостоятельно, просто начав:
- читать литературу на интересующую вас тему;
- смотреть интервью людей, развивающихся в вашей сфере;
- рассматривать примеры работ других творческих личностей.
Любые мысли, возникающие в ходе этих действий, записывайте в блокнот. Даже если они абсурдные.
Альберт Эйнштейн однажды сказал: «Если в первый момент идея не кажется абсурдной, она безнадежна».
Также советую статью о том, как найти вдохновение.
Даже самые оригинальные произведения искусства созданы из чего-то. Все создатели черпают вдохновение в природе, окружающих людях, сказках, легендах и на основании этого делают свой продукт. Например, Джоан Роулинг, известная благодаря серии книг о волшебнике Гарри Поттере, использовала мифологию древнего мира, образы своих знакомых и даже собственную депрессию, чтобы создать вселенную.
Метод Торренса
Подойдет всем, кто любит рисовать. Вам нужно взять листик бумаги и начать изображать дудлы – однотипные фигуры простой формы. Заполните весь лист кругами, крестами, квадратами, овалами и подобными изображениями. Затем посмотрите на полученный рисунок и начните его дополнять, включив фантазию.
Каждую фигурку можно превратить во что-то реальное или фантастическое. Например, из квадрата сделать окно, из треугольника – крыло дракона. Этот метод активизирует фантазию, а также упорство. Вам придется искать неочевидные идеи, что хорошо развивает креативность.
Также вам будет полезно узнать, как развить воображение.
Медитируйте ежедневно
Не обязательно скручиваться в позу лотоса и ждать прозрения, достаточно 5-10 минут в день провести в удобном положении, медленно дыша. Можете вслушиваться в звуки природы или спокойные мелодии.
Медитации – это всегда взгляд изнутри на свое состояние. Вы начнете лучше понимать свои эмоции, станете более восприимчивым к окружающему миру. Это откроет в вас творческий потенциал. Часто оригинальные идеи приходят людям именно после медитаций.
100 идей за час
Своеобразная модификация мозгового штурма – идеально для развития творческих способностей у взрослых. Вы ограничиваете себя по времени и количеству идей, которые нужно придумать. Однако сами идеи могут быть абсолютно любыми – вы не должны оценивать, реальны они или нет.
Например, нужно за час придумать 100 применений телевизора. Первые варианты будут очевидными: смотреть передачу, слушать музыку. Но затем появится новый взгляд: использовать как доску для серфинга, следить в отражении за рядом сидящим человеком и т. д.
А что, если…
Задайте себе вопрос, начинающийся с фразы «А что, если…». Например: «А что, если все люди научатся телекинезу?».
Теперь продумайте ответ, описав максимально широко, что будет происходить в окружающем мире. Придумайте, какой станет жизнь через час, год или сто лет, если вдруг у всех людей возникнет такая способность. Это не только развлечет вас, но и усилит творческое начало.
Важный совет: используя любую практику, отключайте внутреннего критика. Не оценивайте результат своей работы, а представьте процесс как игру.
Методы для детей
Развитие творческих способностей у детей проходит намного легче, чем во взрослом возрасте. Главные правила:
- заниматься по расписанию;
- не отвлекаться на гаджеты и телевизор;
- выделить для творчества отдельный уголок.
Креативное мышление быстрее всего формируется у детей дошкольного возраста. Если начать занятия с ребенком как можно раньше, то он быстрее найдет сферу, которая ему интересна, и будет развиваться в ней. Советую статью о том, что такое арт-терапия и чем она полезна детям.
Упражнения по возрасту
У малышей нервная система еще развивается. В зависимости от возраста меняются ее особенности, соответственно, подход к творческому развитию должен быть разным.
- От 1 до 2 лет – младший дошкольный возраст. Обязательны музыкальные занятия: попытки танцевать, пение мамы, прослушивание песен. Также нужно учиться держать карандаш, кисточку и другие инструменты для рисования.
- От 3 до 4 лет. Наблюдается пик творческой активности. Нужно много рисовать, пытаясь изобразить предметы реалистично.
- От 5 до 6 лет – старший дошкольный возраст. Дети начинают проявлять интерес к определенным занятиям. Родителям нужно отследить их и дать возможность развиваться в выбранном направлении.
- От 7 до 8 лет – младший школьный возраст. Детям уже интересны концерты, театр – стоит хотя бы раз в неделю водить их на подобные мероприятия.
Развитие в этот период происходит быстро, поэтому родителям будет легко понять, в какой области ребенок проявляет лучшие способности.
Перечень творческих занятий с детьми
Все хорошие упражнения давно известны людям:
- рисование;
- лепка;
- аппликации;
- музыка (пение, танцы);
- театр, перевоплощения;
- чтение.
Старайтесь научить ребенка креативности. Если рисовать, то нестандартно: зубной щеткой или губкой для мытья посуды. Если читать, то собственный рассказ, придуманный вместе с родителями.
Творческое развитие детей с ОВЗ
Свои особенности занятия творчеством имеют и у детей с ОВЗ. При ограниченных возможностях здоровья нужно подбирать техники, доступные малышу, чтобы он чувствовал себя полноценным и справлялся с трудностями. Очень популярны:
- лепка из пластилина и пластилинография;
- создание коллажей из сыпучих материалов;
- рисование руками без использования инструментов;
- аппликации из природных и подручных материалов.
Также полезны антистрессовые и развивающие доски, как популярные бизиборды.
Так как детям с ОВЗ важны методы развития творческих способностей, направленные на реабилитацию, я рекомендую посетить с малышом специализированный центр, где работают профессионалы. Первое время родители могут наблюдать, узнавать подробности, а затем заниматься с ребенком самостоятельно по такому же принципу.
Методы для подростков
Это уже не дети, но еще не взрослые – особая возрастная категория. Упражнения для развития у подростков творческих способностей являются чем-то средним между детскими и взрослыми методами.
Предлагаю 5 интересных практик.
- Собственная история. Это как игра в ассоциации. Выберите с ребенком два слова случайным образом и попробуйте придумать историю, объединяющую их.
- Нарисованные фантазии. Предложите подростку нарисовать что-то необычное. Животное, растение или машину. Пусть он изобразит их, как сам пожелает. Затем расспросите, что умеет нарисованный объект, чем он особенный.
- Оригинальные свойства. Выберите предмет из окружающей среды. Начните обсуждать его свойства. Например, дерево – большое, высокое, твердое, зеленое. Затем, наоборот, придумайте слова, которые никак нельзя применить к дереву. К примеру, ленивое.
- Актеры дубляжа. Включите любимый фильм, но без звука. Попробуйте всей семьей или вдвоем с подростком озвучивать героев. Также можно придумывать озвучку для коротких видео.
- Умные записи. Купите подростку блокнот, соответствующий его стилю в одежде и увлечениям. Предложите записывать в нем все мысли, которые приходят ему в голову.
Также посмотрите видео с 15 идеями развития творческих способностей, идеально подходящими подросткам:
Подростки уже стремятся заниматься сами. Поэтому не стоит приходить к ним в комнату и заставлять развивать творческие навыки. Лучше показать, как это делать, на своем примере. Например, нарисовать фантастический рисунок и продемонстрировать ребенку, спросить его мнение. Если ему станет интересно – предложить сделать так же.
Заключение
Успех занятий зависит от их регулярности. Я рекомендую заниматься каждый день по 20 минут. Выбирайте разные упражнения, чтобы попробовать, какое из них подойдет вам больше. Например, я люблю записывать мысли по утрам и играть в ассоциации со своими друзьями.
Надеюсь, что в статье вы нашли подходящий способ развить творческие способности. Поделитесь в комментариях, что хотите попробовать?